Заседания Экспертных советов

Заседание Экспертного совета по здравоохранению

РЕШЕНИЕ

Сердечно-сосудистые заболевания (далее — ССЗ) представляют собой группу заболеваний сердца и кровеносных сосудов, в которую входят ишемическая болезнь сердца, болезни сосудов головного мозга и периферических артерий, врожденные пороки сердца и сосудов, тромбоэмболические осложнения, включая тромбоэмболию легких и другие заболевания.

По данным Всемирной организации здравоохранения, ССЗ являются лидирующей причиной смертности в мире. В России сердечно-сосудистые заболевания остаются национальной проблемой: каждый 13-й гражданин Российской Федерации страдает сердечно-сосудистой патологией. В общую структуру смертности ССЗ вносят весомый вклад — на них приходится не менее 47% всех смертей, вызывая наибольшее количество социально-экономических потерь, что делает необходимым использование новых инновационных подходов в профилактике, диагностике, лечении и медицинской реабилитации, включая не только лекарственные препараты и медицинские изделия, но и организационно-управленческие технологии.

Важность проблемы борьбы с ССЗ подтверждается тем, что снижение смертности от болезней системы кровообращения является одним из целевых индикаторов развития здравоохранения до 2020 года.

Последовательно проводимая в Российской Федерации в рамках реализации Указа Президента от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и государственной программы «Развитие здравоохранения» социальная политика обеспечила в течение последних шести лет существенное повышение качества и доступности медицинской помощи больным с ССЗ. Благодаря ее реализации доля смертности от болезней системы кровообращения в течение последних лет неуклонно снижается (с 2011 по 2016 гг. с 57% до 48,7%). Однако количество пациентов, полностью восстановивших свою трудоспособность, не превышает 40%.

Большую роль в улучшении прогноза жизни больных с сердечно-сосудистой патологией в России сыграли организация сосудистых центров и внедрение современных стандартов лечения острых сосудистых заболеваний. В 2015 году в стране функционировало 415 первичных сосудистых отделений и 128 региональных сосудистых центров. В этом же году проведено более 120 тысяч стентирований, причем более 20 % больных с острым коронарным синдромом стентируются в экстренном порядке в течение первых трёх часов с момента госпитализации.

Также в рамках Указа Президентом была поставлена задача по увеличению целевого показателя роста объема высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) к 2017 году в 1,5 раза по сравнению с 2013 годом. С 2014 года 459 наиболее растиражированных методов высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе чрескожное коронарное вмешательство (ЧКВ), были включены в базовую программу обязательного медицинского страхования с сохранением статуса ВМП. В декабре 2012 года был утвержден Приказ № 1705 МЗ РФ «О порядке организации медицинской реабилитации», регламентирующий организацию мероприятий по медицинской реабилитации пациентам после острого инфаркта миокарда, в том числе после применения методов ВМП (ЧКВ, коронарного шунтирования) и др. Вовлечение в программы комплексной кардиореабилитации больных с ОКС, острым инфарктом миокарда, после ЧКВ и хирургических операций на сердце и сосудах обеспечивает снижение ранней летальности, а продолжение реабилитации больных до 1 года существенно уменьшает смертность в ближайшие 10 лет.

Однако существует проблема, снижающая долгосрочную эффективность оказания ВМП: среди пациентов отмечается невысокая приверженность к назначенному лечению, особенно в послеоперационный период, что увеличивает потребность в бюджетных средствах на дополнительное лечение и повторные операции, значительно снижает качество жизни пациентов. Около 13 млрд. рублей бюджетных средств теряется из‑за того, что пациенты не выполняют рекомендации врачей, не принимают необходимые препараты после высокотехнологичных операций, не меняют образа жизни. Одной из главных причин является неприемлемая ситуация с крайне медленными темпами внедрения в России кардиологической реабилитации для больных с высоким и очень высоким риском смерти или тяжелых осложнений (больные после острого инфаркта миокарда, ОКС, а также больные, перенесшие хирургические или инвазивные вмешательства на сердце и сосудах, включая детей после коррекции врожденных пороков сердца).

Во исполнение статьи № 40 Федерального Закона от 21 ноября 2011года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 1705 «О порядке организации медицинской реабилитации» необходимо разработать «дорожную карту» по плановому и постепенному созданию в субъектах Российской Федерации поликлинических отделений для реализации третьего этапа кардиореабилитации с привлечением специалистов-реабилитологов. Создание «дорожной карты» станет гарантом постепенного построения в стране современной системы кардиореабилитации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года №1492 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» пациентам гарантируется оказание реабилитационной помощи в течение одного года после оказания ВМП или специализированной медицинской помощи в реабилитационном стационаре в объеме 0,048 койко-дня на 1 застрахованное лицо (в том числе детям в возрасте 0–17 лет в объеме 0,012 койко-дня на 1 застрахованное лицо) за счет средств обязательного медицинского страхования – 2 326,4 рубля.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 (ред. от 14 февраля 2002 г.) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» пациенты с инфарктом миокарда обеспечиваются лекарственной терапией в течение 6 месяцев. Согласно национальным клиническим рекомендациям пациенты, перенесшие ОКС должны не менее 1 года получать необходимую лекарственную терапию, снижающую общую и сердечно-сосудистую смертность, количество повторных сердечно-сосудистых событий (как минимум двойную антитромбоцитарную терапию, статины).

Обеспечение пациентов, перенесших острый коронарный синдром и получивших лечение в виде ангиопластики со стентированием коронарных артерий, надлежащей лекарственной терапией, коррекцией образа жизни и кардиореабилитацией, согласно национальным клиническим рекомендациям, может помочь увеличить долгосрочную эффективность оказания ВМП и предотвратить до 50% осложнений после ВМП.

Таким образом, ССЗ являются серьезной медицинской проблемой, последствия которой сопряжены с существенными социально-экономическими затратами, что определяет необходимость разработки и внедрения системных мер и решений.

В целях решения вышеуказанных проблем участники заседания предлагают:

1. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

внести изменения в пункты 3 и 5 статьи 40 Федерального Закона от 21 ноября 2011года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с целью выделения кардиореабилитации в самостоятельный вид специализированной медицинской помощи и создания кардиореабилитационной системы на всех этапах реабилитации;

—подготовить:

1. «дорожную карту» по внедрению третьего этапа кардиореабилитации в субъектах Российской Федерации;

2. предложения по совершенствованию кардиореабилитационной помощи и ее самостоятельному финансированию, вне рамок санаторно-курортного лечения;

—внести изменения в:

А) Порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями (Приказ Министерства здравоохранения России от 15.11.2012 года №918н), а именно представить:

1. расчёт потребности субъектов Российской Федерации по оптимальному количеству сосудистых центров (РСЦ и ПСО), основанный на показателях плотности населения региона и территориальных особенностях медицинских организаций (п.33);

2. маршрутизацию больных с неотложной кардиологической патологией;

3. количество реабилитационных коек кардиологического профиля в соответствии с национальными клиническими рекомендациями;

Б) Порядок проведения диспансерного наблюдения (Приказ Министерства здравоохранения России от 21 декабря 2012 года №1344н), а именно:

1. уточнить распределение функций между кардиологом и участковым терапевтом в рамках диспансерного наблюдения;

2. определить возможности дистанционного мониторинга функций и консультирования;

3. указать рекомендуемое количество пациентов, подлежащих диспансерному наблюдению, применительно к основным видам нозологии БСК;

дополнить Государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения» мерами, направленными на снижение смертности и уровня заболеваемости от сердечно-сосудистых заболеваний, а также внести мероприятия, повышающие качество оказания медицинской помощи пациентам с ССЗ;

для достижения целевых показателей государственных программ по развитию здравоохранения субъектов Российской Федерации, таких как «снижение смертности от всех причин», а также от БСК, поручить исполнительным органам власти субъектов дополнить разделы государственной программы по совершенствованию системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях, мерами по повышению уровня организации помощи больным с данной патологией;

привести стандарты оказания первичной специализированной медицинской помощи и реабилитации пациентов, перенесших ОКС на амбулаторном этапе, в соответствие с национальными клиническими рекомендациями;

внедрить скрининг здоровья детского населения с момента рождения, в целях раннего выявления факторов риска и сердечно-сосудистых заболеваний;

при диспансерном наблюдении за детьми с наследственной отягощенностью включить, согласно рекомендациям ВОЗ, наряду с измерением артериального давления и его оценкой в соответствии с возрастом, полом и ростом лабораторное обследование с определением липидного обмена и при необходимости (избыточной массе тела) уровня гликемии;

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

—для снижения смертности и уровня заболеваемости ССЗ дополнить программы по развитию здравоохранения субъектов целевыми показателями и мерами, по повышению уровня организации помощи больным с ССЗ, согласно национальным клиническим рекомендациям;

—при формировании перечня льготных категорий граждан, которым лекарственные препараты предоставляются бесплатно или с 50 % скидкой, организовать непрерывное лекарственное обеспечение в течение 12 месяцев для пациентов перенесших высокотехнологичное оперативное вмешательство на коронарных сосудах, согласно российским клиническим рекомендациям;

—проводить среди населения информационные мероприятия, направленные на ведение здорового образа жизни.