Другие мероприятия

Заседание Совета по делам инвалидов при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по теме «Актуальные вопросы организации обучения граждан с инвалидностью по программам высшего и среднего профессионального образования с учетом прогноза кадровой потребности субъектов Российской Федерации (региональные практики и подходы)»

Решение заседания Совета по делам инвалидов при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по теме «Актуальные вопросы организации обучения граждан с инвалидностью по программам высшего и среднего профессионального образования с учетом прогноза кадровой потребности субъектов Российской Федерации (региональные практики и подходы)»

г. Москва 16 апреля 2025 года

Заслушав и обсудив выступления членов Совета по делам инвалидов при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет) и участников заседания Совета по теме «Актуальные вопросы организации обучения граждан с инвалидностью по программам высшего и среднего профессионального образования с учетом прогноза кадровой потребности субъектов Российской Федерации (региональные практики и подходы)», Совет отмечает следующее. В настоящее время в Российской Федерации 11,08 млн. инвалидов, из них 4,2 млн. человек трудоспособного возраста, из них трудоустроены – 1,2 млн. человек. Численность детей-инвалидов составляет 775 тыс. человек.Основным фактором профессиональной реабилитации инвалидов является получение профессионального образования, оно является основой для будущей трудовой деятельности и самостоятельной жизни. Одной из ключевых задач государственной политики в сфере образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) является повышение доступности высшего и среднего профессионального образования и создание необходимых условий для получения ими качественного образования по профессиям, востребованным на рынке труда.По данным Министерства просвещения Российской Федерации численность обучающихся инвалидов, детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях составляет 42 756 студента. Проводится работа по созданию условий для обучения инвалидов в профессиональных образовательных организациях, осуществляется ежегодное увеличение численности программ среднего профессионального образования, проводится ежегодный мониторинг по обеспечению условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ объектов в сфере образования. На территории Российской Федерации 3 196 профессиональных образовательных организаций, из них в 2024 году осуществлялось обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по программам специального профессионального образования в 2 564 организациях. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ежегодно проводит мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования по вопросам приема, обучения и трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ. Согласно полученным данным численность обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в 2024 году составила 39 441 студентов.Важным фактором обеспечения гарантированного трудоустройства инвалидов после получения образования является совершенствование организационных механизмов в сфере занятости. С целью повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда законодательством Российской Федерации предусмотрены специальные гарантии:- квота для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;- резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;- стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест; — организация обучения инвалидов новым профессиям и создание условий для предпринимательства инвалидов.С сентября 2024 года реализуется Концепция по повышению уровня занятости инвалидов в Российской Федерации на период до 2030 года, направленная на нивелирование существующих барьеров при трудоустройстве инвалидов. Участникам специальной военной операции (далее – СВО), в том числе получившим инвалидность, оказывается особая поддержка при получении профессионального образования и трудоустройстве. В целях трудоустройства им предоставляется право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение, получить дополнительное профессиональное образование. Филиалы Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» на основе соглашений с центрами занятости в регионах оказывают содействие в трудоустройстве участникам СВО, а также членам их семей. Минобрнауки России запустило платформу для обмена информацией с высшими учебными заведениями и фондом, которая позволяет оперативно рассматривать обращения участников СВО по вопросам обучения, переобучения и поиска работы. На портале «Работа России» создан раздел для участников СВО, содержащий основные жизненные ситуации, в которых может помочь служба занятости населения. Минтрудом России разработан стандарт работы кадровых центров с ветеранами СВО.В целях расширения возможности обучения и трудоустройства участников СВО, а также членов семей лиц, погибших (умерших) в связи с выполнением задач в ходе СВО в 2024 году было организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование данной категории граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография». В 2024 году приступили к обучению 292 участника СВО и 91 член их семей. Завершили обучение 256 участников СВО и 85 членов их семей. По итогам обучения трудоустроено 155 участников СВО и 64 члена их семей.В настоящее время Государственный фонд поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» участвует в обучении и переобучении ветеранов СВО в рамках национального проекта «Кадры». Участникам СВО, в том числе с инвалидностью предоставляется бесплатное обучение по наиболее востребованным специальностям, в том числе по программам высшего и среднего образования. Кроме того, организовано прохождение краткосрочных курсов, одновременно с получением высшего или среднего профессионального образования, используются гибкие форматы обучения и онлайн-обучение. Вместе с тем отлажено взаимодействие с крупными работодателями в целях трудоустройства инвалидов. В рамках федеральных проектов «Активные меры содействия занятости» и «Образование для рынка труда» в рамках национального проекта «Кадры» реализуется целый ряд мероприятий, направленных на стимулирование работодателей в приеме на работу инвалидов и маршрутизации выпускников среднего профессионального и высшего образования. С 2025 года в рамках федерального проекта «Активные меры содействия занятости» стали предоставляться субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на оборудование рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 200 тыс. рублей.В целях выявления различных причин и факторов, влияющих на качество образования детей с различными нарушениями здоровья, а также разработки системных решений по их устранению с мая 2024 года Минобрнауки России в инициативном порядке реализует пилотный проект «Формирование системы образовательного маршрута для лиц с инвалидностью и ОВЗ для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства» (далее – Проект). С декабря 2024 года в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко от 12 декабря 2024 года № ДЧ-П8-43519 Проект реализуется в межведомственном взаимодействии с Минпросвещения России и Минтрудом России, его реализация рассчитана на 3,5 года. В Проекте участвуют шесть субъектов Российской Федерации (далее – пилотные регионы): Вологодская, Нижегородской, Новосибирская, Сахалинская, Ростовская области и Ставропольский край. В двух пилотных регионах (Нижегородская область и Ставропольский край) созданы проектные команды по реализации отдельного трека для участников СВО по социокультурной интеграции, получению образования и дальнейшему трудоустройству.По мнению участников заседания Совета, необходимо:- развивать систему мотивации инвалидов к получению профессионального образования и трудоустройству;- обеспечить соответствие профессиональной подготовки инвалидов потребностям работодателей;- изучить эффективные социальные практики вовлечения людей с инвалидностью в трудовую деятельность, в частности успешный опыт проекта «Все получится» (размещен на портале Смартека) – победителя конкурса «Социальный курс: идеи нового времени»;- предусмотреть сотрудничество с объединениями и ассоциациями некоммерческих организаций, созданными родителями детей-инвалидов для повышения взаимной информированности и мотивации при вовлечении молодых людей в трудовую деятельность, включая альтернативные формы занятости (социальная занятость в защищенных мастерских) при осуществлении деятельности в сфере общего и среднего профессионального образования, трудоустройства и сопровождаемой трудовой деятельности молодых людей с инвалидностью и ОВЗ;- определить возможность оказывать меры поддержки работодателям, готовым предоставлять рабочие места для трудоустройства инвалидов, из числа участников СВО, в том числе в рамках реализации региональных программ по ресоциализации.В то же время Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени Общество слепых», обращает внимание на важность обеспечения доступности для инвалидов, в том числе для инвалидов по зрению, сайтов образовательных организаций и электронной информационно-образовательной среды; на необходимость обобщения и тиражирования лучших практик поддержки работодателей в субъектах Российской Федерации, когда работодателям возмещаются затраты по созданию специальных рабочих мест для инвалидов, а также на определенный период времени компенсируются затраты на оплату труда трудоустроенных инвалидов на созданные рабочие места и организацию их наставничества (указанные меры поддержки реализованы в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской, Мурманской и Иркутской областях, в Республиках Карелия и Татарстан, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах).

В целях создания эффективной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации инвалидов, в том числа из числа участников СВО, для приоритетных отраслей экономики с учетом прогноза потребности в кадрах, а также принимая во внимание предложения участников заседания, Совет решил рекомендовать:

 

1. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

1.1. Рассмотреть возможность включения большего числа субъектов Российской Федерации в качестве участников пилотного проекта «Формирование системы образовательного маршрута для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства».

1.2. Рассмотреть вариативную модель образовательного маршрута для детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства, разработанную пилотными регионами-участниками Проекта, и предложить ее для тиражирования во всех субъектах Российской Федерации.

1.3. Продолжить работу по совершенствованию системы центров карьеры на базе организаций высшего образования и созданию Единого центра карьеры.

1.4. Рассмотреть возможность использования и внедрения опыта МГТУ им. Н.Э. Баумана по подготовке высококвалифицированных специалистов из числа инвалидов в других образовательных организациях высшего образования, расположенных в субъектах Российской Федерации.

1.5. Продолжить работу по обеспечению доступности для инвалидов, в том числе для инвалидов по зрению, сайтов образовательных организаций и электронной информационно-образовательной среды.

Срок исполнения: июль 2025.

 

2. Министерству просвещения Российской Федерации:

2.1. Рассмотреть вопрос по организации профориентационной работы с детьми-инвалидами, имеющими ментальные нарушения.

2.2. Обеспечить ежегодную актуализацию «Атласа доступных профессий. Региональный опыт» и «Атласа доступных профессий для лиц с интеллектуальными нарушениями» системы среднего профессионального образования и профессионального обучения в разрезе субъектов Российской Федерации как эффективного профориентиционного инструмента для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Срок исполнения: июль 2025.

 

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

3.1. Продолжить работу по формированию Национального рейтинга образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций по уровню трудоустройства и заработной плате выпускников.

3.2. Обеспечить методическое сопровождение организации системы профессиональной ориентации и маршрутизации обучающихся и выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования, а также молодых специалистов на конкретные предприятия (организации) региона.

3.3. Рассмотреть возможность расширения программ трудоустройства (стажировки и адаптации рабочих мест), введения ключевых показателей эффективности деятельности для организаций (например, ввести показатели – процент трудоустроенных выпускников с инвалидностью, процент завершивших адаптацию на рабочем месте).

3.4. Рассмотреть практику внедрения в компаниях корпоративных программ (»Неделя инклюзии», «Инклюзивный кампус»).

3.5. Ускорить разработку предложений по актуализации законодательства Российской Федерации в части предоставления льгот и гарантий работающим инвалидам в рамках реализации мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов.

3.6. Активизировать деятельность рабочей группы по разработке комплекса мер по повышению уровня занятости инвалидов, созданной Минтрудом России.

3.7. Рассмотреть возможность законодательного регулирования предоставления субсидий и дополнительных налоговых преференций для бизнеса, создающего инклюзивные рабочие места.

3.8. Проработать вопрос включения ветеранов боевых действий – участников СВО в категорию получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта.

3.9. Проработать совместно с Государственным фондом поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» вопрос трудоустройства ветеранов боевых действий – участников СВО, прошедших переобучение по востребованным специальностям по направлению «реабилитация/абилитация инвалидов», в советующих Центрах реабилитации.

Срок исполнения: июль 2025.

 

4. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации:

4.1. Изучить и тиражировать лучший опыт образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования по организации работы с инвалидами посредством его ежегодного размещения на имеющихся информационных ресурсах.

4.2. Организовать повышение квалификации специалистов по междисциплинарным программам (педагоги, медики, кадровые службы).

4.3. Организовать проведение регулярных опросов выпускников и работодателей (удовлетворенность трудоустройством, наличие барьеров).

4.4. Проанализировать количество (долю) трудоустроенных выпускников-инвалидов, прошедших обучение по программам среднего и высшего профессионального образования, и по результатам рассмотреть возможность и целесообразность корректировки контрольных цифр приема по наиболее востребованным на рынке труда специальностям.

4.5. Предусмотреть возможность допуска в образовательные организации инвалидов по зрению с собаками-проводниками, а также размещения инвалидов по зрению с собаками-проводниками в общежитиях, разработать порядок допуска и размещения.

4.6. Разработать методические рекомендации для образовательных организаций по созданию сайтов, информационно-образовательных ресурсов доступных для инвалидов по зрению.

Срок исполнения: ноябрь 2025 года.

 

5. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

5.1. Обеспечить получение доступного среднего профессионального образования и профессионального обучения для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

5.2. Обеспечить увеличение в рамках межведомственного взаимодействия охвата приема на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения обучающихся 9 и 11 классов с инвалидностью и ОВЗ по приоритетным профессиям и специальностям для региона.

5.3. Обеспечить контроль трудоустройства выпускников по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения с инвалидностью и ОВЗ, а также уровень их трудоустройства не ниже 70 процентов.

5.4. Не снижать контрольные цифры приема для инвалидов в средние профессиональные организации по специализированным программам в целях осуществления бесшовного перехода из школы в организации среднего профессионального образования.

5.5. Поддержать реализацию пилотного проекта «Формирование системы образовательного маршрута для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства», использовать успешный опыт регионов-участников пилотного проекта.

5.6. Рассмотреть возможность введения налоговых льгот для бизнеса, создающего инклюзивные рабочие места.

5.7. Изучить успешный опыт реализации проекта «Все получится» (победителя конкурса «Социальный курс: идеи нового времени» практика размещена на платформе Смартека) и использовать данную практику вовлечения людей с инвалидностью в трудовую деятельность через интеграцию сопровождаемого трудоустройства на открытом рынке труда с социально-психологической поддержкой.

5.8. Предусмотреть при осуществлении деятельности в сфере общего и среднего профессионального образования, трудоустройства и сопровождаемой трудовой деятельности молодых людей с инвалидностью и ОВЗ сотрудничество с объединениями и ассоциациям некоммерческих организаций, созданными родителями детей-инвалидов для повышения взаимной информированности и мотивации вовлечения в трудовую деятельность, включая альтернативные формы занятости (социальная занятость в защищенных мастерских).

Срок исполнения: ноябрь 2025 года.

 

6. Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» совместно с Государственным фондом поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» проработать вопрос о разработке и внедрении в МГТУ имени Н.Э. Баумана специальных программ по переобучению и повышению квалификации для инвалидов из числа участников СВО.

Срок исполнения: июль 2025.

 

 

7. Общероссийскому объединению работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» инициировать проведение с региональными и отраслевыми подразделениями опроса в разрезе регионов о количестве инвалидов, из числа участников СВО, трудоустроенных на новые рабочие места после переобучения или переподготовки. О результатах проинформировать Совет.

Срок исполнения: ноябрь 2025 года.

 

 

 

Заместитель Председателя

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации,

председатель Совета И.Ю. Святенко