Решение об итогах Интернет-конференции
«Практика реализации Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
В период с 1 мая по 30 июня 2012 года на сайте Комитета Совета Федерации по социальной политике проводилась Интернет-конференция на тему «Практика реализации Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в которой приняли участие представители Совета Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных и физкультурно-спортивных организаций, научной и спортивной общественности.
Проведение Интернет-конференции было обусловлено истечением весной 2012 года четырехлетнего переходного периода со дня вступления в силу Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Указанный период был отведен субъектам физической культуры и спорта для приведения свой деятельности в соответствие новому базовому отраслевому законодательному акту.
Федеральным законом установлены правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определены основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.
Целями Интернет-конференции стали выявление наиболее острых проблем, дальнейшее совершенствование законодательства о физической культуре и спорте, повышение эффективности государственной политики в рассматриваемой сфере. В частности, были обсуждены следующие вопросы:
реализация Федерального закона на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
направления совершенствования федерального и регионального законодательства о физической культуре и спорте;
разграничение полномочий в области физической культуры и спорта между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
формирование системы региональных и местных спортивных федераций;
организация и проведение спортивных мероприятий;
совершенствование правового статуса спортсменов, тренеров;
развитие физической культуры и спорта в системе образовательных учреждений, по месту работы, жительства и отдыха граждан;
адаптивная физическая культура и спорт инвалидов;
совершенствование законодательных механизмов спортивной подготовки;
совершенствование правового статуса спортивных сборных команд;
финансовое, медицинское и ресурсное обеспечение физической культуры и спорта;
перспективы внедрения системы спортивных паспортов.
В числе предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в области физической культуры и спорта, высказанных субъектами Российской Федерации – участниками Интернет-конференции, можно выделить следующие:
передать полномочия по присвоению массовых спортивных разрядов и категорий спортивных судей органам местного самоуправления и организациям, уполномоченным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Краснодарский край, Архангельская область, Сахалинская область);
передать полномочия по установлению квалификационных категорий и аттестации тренеров, работающих в региональных и муниципальных организациях, осуществляющих спортивную подготовку, субъектам Российской Федерации, соответственно исключив соответствующее право из прав общероссийских спортивных федераций (Ставропольский край, Хабаровский край, Архангельская область, Липецкая область, город Санкт-Петербург);
установить контрольные полномочия по соблюдению законодательства о физической культуре и спорте (Республика Бурятия, Амурская область);
начать реализацию положений Федерального закона о передаче субъектам Российской Федерации полномочия по оформлению и ведению спортивных паспортов (Чеченская Республика, Архангельская область, город Санкт-Петербург);
установить отсрочку от призыва на военную службу в отношении спортсменов высокого класса (город Санкт-Петербург);
установить обязанности по страхованию жизни и здоровья спортсменов (Амурская область);
конкретизировать полномочия по участию в пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни, а также социальному обеспечению в рассматриваемой области (Костромская область);
установить полномочия по стандартизации физкультурно-спортивных услуг, не связанных со спортивной подготовкой (Хабаровский край, Сахалинская область);
разработать федеральный стандарт о спортивном инвентаре и оборудовании (Чеченская Республика);
установить возможность подачи заявлений о присвоении спортивных разрядов наряду с региональными спортивными федерациями иными физкультурно-спортивными организациями (Мурманская область);
уточнить порядок оказания услуг в области физической культуры и спорта с использованием сведений, имеющихся у органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в электронной форме (Мурманская область);
установить требования к программам развития видов спорта, представляемым региональными спортивными федерациями (Мурманская область);
определить порядок согласования решений о проведении международных спортивных мероприятий с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется проведение таких международных спортивных мероприятий (Хабаровский край);
обеспечить условия для включения объектов спорта во Всероссийский реестр видов спорта, прежде всего – снижение стоимости сертификации объектов спорта (Республика Карелия, Сахалинская область);
завершить работы Министерства спорта России по реализации положений Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 412-ФЗ, в том числе – в утверждении федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта (Чеченская Республика, Архангельская область, город Санкт-Петербург);
разграничить деятельность по спортивной подготовке и образовательной деятельности (Чеченская Республика, город Москва);
определить порядок осуществления контроля за осуществлением спортивной подготовкой и мер ответственности за несоблюдение федеральных стандартов спортивной подготовки (город Москва);
определить правовой статус тренеров – работников организаций, осуществляющих спортивную подготовку, не являющихся образовательными организациями (город Санкт-Петербург);
подготовить научно-практический комментарий к Федеральному закону в актуальной редакции с учетом внесенных изменений (город Москва).
Принимая во внимание актуальность поднятых в рамках Интернет-конференции проблем реализации Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Комитет решил:
1. Осуществлять дальнейший мониторинг практики реализации Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», актов законодательства о физической культуре и спорте, иных нормативных правовых актов в области физической культуры и спорта.
2. Осуществлять работу над проектами федеральных законов, предполагающих внесение изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», с учетом настоящего решения;
3. Рекомендовать:
1) Министерству спорта Российской Федерации:
а) учитывать настоящее решение в законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
б) обеспечить реализацию положений Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» о передаче субъектам Российской Федерации полномочия по оформлению и ведению спортивных паспортов;
в) осуществить меры, направленные на разработку федерального стандарта о спортивном инвентаре и оборудовании;
г) разъяснить порядок оказания услуг в области физической культуры и спорта с использованием сведений, имеющихся у органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в электронной форме;
д) обеспечить условия для включения объектов спорта во Всероссийский реестр видов спорта, прежде всего – снижения стоимости сертификации объектов спорта;
е) обеспечить реализацию положений Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 412-ФЗ, в том числе своевременно утвердить федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта;
2) высшим органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации осуществлять разработку и направлять в Комитет Совета Федерации по социальной политике законопроекты, направленные на уточнение полномочий субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и устранение проблем, отмеченных в настоящем решении, для рассмотрения и принятия решения о внесении в Государственную Думу совместной законодательной инициативы.
3) аппарату Комитета Совета Федерации по социальной политике совместно с Правовым управлением Аппарата Совета Федерации осуществлять правовую и лингвистическую экспертизу законодательных инициатив, поступивших от высших органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.
4. Направить настоящее решение в Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи, Министерство спорта Российской Федерации, высшие органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; разместить настоящее решение в информационном разделе Комитета на Интернет-сайте Совета Федерации.
Председатель Комитета В.В. Рязанский
Принято на заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике 17 июля 2012 года (решение № 3.8–09/1235).