РЕШЕНИЕ
совещания Комитета Совета Федерации по социальной политике по вопросу о развитии туризма в Республике Крым
Повестка заседания:
1. О протокольном поручении Совета Федерации № 474/3 от 1 апреля 2014 г.
2. О ситуации по подготовке Республики Крым к туристическому сезону в 2014 году.
3. О состоянии и проблемах правового регулирования развития туризма в Республике Крым.
Заслушав и обсудив выступления участников совещания Комитета Совета Федерации по социальной политике по актуальным вопросам развития туризма в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, участники заседания отметили, что благодаря сочетанию географического положения, природно-рекреационного и исторического потенциала развитие туристской отрасли является одним из основных направлений социально-экономического развития Крымского полуострова.
По информации Ростуризма 75 % занятых на Крымском полуострове граждан имеют отношение к туристской отрасли, 65 % валового регионального продукта формируется от индустрии гостеприимства.
В настоящее время на территории Республики Крым расположено 825 коллективных средств размещения (КСР), а также более 4500 мини-отелей. Из числа КСР 151 организация предоставляет санаторно-курортное лечение, 316 — услуги оздоровительного характера, остальные 358 – гостиничные услуги. По форме собственности санаторно-курортных организаций (СКО) наибольшая доля приходится на частные учреждения (более 60%), на государственную форму собственности приходится около 20%, 35 СКО находятся в собственности международных организаций.
Санаторно-курортную отрасль региона составляют следующие типы здравниц: санатории (75), пансионаты с лечением (18), детские санатории (31), гостиницы с лечением (8), медицинские реабилитационные центры (9), лечебно-оздоровительные центры (4), оздоровительные комплексы (3), туристско-оздоровительные комплексы (3).
Общее количество детских учреждений в Крыму – 123 (детские оздоровительные лагеря и детские здравницы).
В Крыму функционируют 269 круглогодичных средств размещения и 198 сезонных.
Территориальное распределение СКО по районам Республики Крым: в Ялтинском регионе расположено 168 организаций, в Феодосийском – 112, в Алуштинском – 107, в Евпаторийском – 103, в остальных 12 районах – 335 объектов размещения (включая города Симферополь, Старый Крым и Советский район). В Ялтинском районе расположено наибольшее число организаций — 44% от общего количества (33). 70% детских санаториев сосредоточено в Евпатории.
По информации Министерства курортов и туризма Республики Крым в 2013 году количество отдыхающих составило 5,9 млн. человек, из них российские граждане составили 2,3 млн. или около 40%. По мнению экспертов, от 65% до 80% отдыхающих приезжали железнодорожным транспортом, около 15% — воздушным, значительное число туристов приезжает в Крым автотранспортом.
Вышеуказанные КРС за последние несколько лет принимали в среднем 1,2 млн. человек в год. По информации экспертов, существующее количество мест (164 тыс.) позволяет принимать в 3 раза больше туристов по сравнению с текущим уровнем.
По итогам января-февраля 2014 года в среднем загрузка коллективных средств размещения составляет 22%, что ниже соответствующего уровня 2013 года на 3%. Самая высокая заполняемость отмечается в учреждениях городов Саки и Евпатория – 45%, в Феодосии – 30%, в Ялте – 20%, в Судаке – 15%.
В связи с политической ситуацией, складывающейся в 2014 году, по итогам текущего года можно ожидать общее снижение притока туристов. Так, за 2 месяца 2014 года на территории Республики Крым отдохнуло около 80 тыс. человек, что на 16% меньше уровня прошлого года за аналогичный период.
Следует отметить, что в 2013 году более 25,5 тыс. человек (26,6% от общего количества отдыхающих) проходили санаторно-курортное лечение на территории Республики Крым за счет средств Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности Украины. На эти цели было выделено 185 млн. гривен (около 729,2 млн. руб.) из данного Фонда. Около 10 тыс. путевок было оплачено за счет Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.
Всего по итогам 2013 года Федеральным фондом социального страхования Украины было выделено 2,9 млрд. руб. (1,4% от всех средств фонда) на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Проблемы развития туризма в Крыму схожи с российскими регионами: сезонность, недостаточный уровень развития инфраструктуры (туристской, транспортной, коммунальной, социальной и др.), различных видов услуг (размещения, питания, развлечений, досуга и др.), сформированных известных туристских продуктов.
Факторами успешного развития сферы туризма на Крымском полуострове являются развитая транспортная инфраструктура, доступность объектов показа, наличие средств размещения с высоким уровнем обслуживания, высокое качество предоставляемых услуг, наличие квалифицированных кадров, эффективное формирование и продвижение туристского продукта.
Учитывая изложенное, в целях выполнения протокольного поручения Совета Федерации № 474/3 от 1 апреля 2014 года участники совещания решили:
I. Принять к сведению информацию представителей Республики Крым, федеральных органов исполнительных власти Российской Федерации, общественных, образовательных организаций, турбизнеса и других участников обсуждения проблем развития туризма в Республике Крым.
II. Рекомендовать:
1. Правительству Российской Федерации:
— рассмотреть вопрос о включении аэропортов Республики Крым в список маршрутов воздушных перевозок пассажиров, связывающих регионы Сибири и Дальнего Востока с Европейской частью страны, по которым предоставляются субсидии организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров и о введении круглогодичного предоставления субсидий[1];
— рассмотреть возможность отмены налога на добавленную стоимость на внутренние авиаперевозки, в том числе по основным туристическим направлениям (маршрутам в города Крымского полуострова, курорты Краснодарского края, Кавказские Минеральные Воды и другие);
— рассмотреть возможность включения городов полуострова Крым в перечень направлений с льготными тарифами на железнодорожные перевозки, ускорить решение вопросов упрощения пограничных и таможенных формальностей при пересечении границы с Украиной;
— рассмотреть возможность о включении морских портов Республики Крым и города федерального значения Севастополя в перечень портов, через которые допускается въезд и пребывание на территории Российской Федерации в течение 72 часов без виз иностранных граждан, прибывающих в туристических целях на паромах[2];
— рассмотреть вопрос о включении морских портов Республики Крым и города федерального значения Севастополя в перечень пунктов пропуска, через которые будет разрешен безвизовый въезд и пребывание на территории Российской Федерации в течение 72 часов без виз для иностранных граждан, прибывающих в туристических целях на спортивных парусных и прогулочных судах[3];
— рассмотреть возможность включения аэропорта города Симферополь в перечень аэропортов, через которые будет допускаться въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан, прибывающих в туристических целях, без виз на срок до 72 часов[4];
— разработать меры по стимулированию развития круизного туризма в акватории Черного моря, связывающего морские порты Республики Крым, города федерального значения Севастополя, Краснодарского края;
— рассмотреть вопрос о создании в России системы социального туризма, ориентированной на привлечение к активному отдыху наибольшего количества населения, прежде всего пенсионеров, молодежи, семей с низкими доходами, лиц с ограниченными возможностями, предусмотрев возможность ее софинансирования за счет средств федерального бюджета с учетом положительного опыта Евросоюза;
— ускорить подготовку поправок Правительства Российской Федерации к законопроекту № 612877–5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части конкретизации полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области туризма и туристской деятельности), принятому Государственной Думой в первом чтении 14 июня 2013 года;
— рассмотреть вопрос о разработке плана мероприятий («дорожной карты») по популяризации туристских территорий полуострова Крым как круглогодичных направлений для отдыха и оздоровления российских и иностранных граждан из стран СНГ и дальнего зарубежья.
2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
ускорить рассмотрение и принятие законопроектов:
— № 612877–5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части конкретизации полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области туризма и туристской деятельности), принятого Государственной Думой в первом чтении 14 июня 2013 года;
— № 412831–6 «О внесении изменений в статью 2511 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (об установлении возможности безвизового въезда и пребывания в Российской Федерации без виз в течение 72 часов для граждан отдельных иностранных государств, прибывающих в Российскую Федерацию на спортивных парусных и прогулочных судах через определенные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации), принятого Государственной Думой в первом чтении 28 февраля 2014 года;
— № 342631–6 «О внесении изменения в статью 2511 Федерального закона „О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“ (об установлении возможности безвизового въезда и пребывания в Российской Федерации без виз в течение 72 часов для отдельных категорий иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию транзитом в туристических целях на воздушных судах через аэропорты, открытые для международного пассажирского сообщения), принятого Государственной Думой в первом чтении 25 октября 2013 года, одобрить поправку членов Совета Федерации (Боковой Л.Н, Заболотной Т.В., Озерова В.А., Рязанского В.В.) об исключении слова „транзитом“ с целью увеличения въездного туристского потока.
3. Министерству культуры Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по туризму, органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя, туристским сообществом:
— при разработке долгосрочной комплексной стратегии развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации предусмотреть положения, касающиеся развития туризма в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе;
— рассмотреть возможность включения школьников учащихся обшеобразовательных организаций Республики Крым и города федерального значения Севастополя в национальную программу детского туризма, начиная с 2014 года, а также дополнения указанной программы турами для детей из российских регионов по Крымскому полуострову.
4. Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, совместно с Министерством культуры Российской Федерации, Федеральным агентством по туризму, органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя, туристским сообществом:
— при подготовке проекта федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года» разработать подпрограммы:
· по развитию туризма в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе,
· укреплению берегов Черного и Азовского морей, реконструкции существующих и строительству новых берегоукрепительных, очистных сооружений,
· обеспечению бесперебойного водоснабжения,
· реконструкции существующих и строительству новых очистных сооружений, реконструкции и обеспечению функционирования глубоководных выбросов на побережье Черного моря,
· строительству мусороперерабатывающего комплекса;
— использовать меры поддержки развития туристской отрасли путем использования механизмов кредитно-финансовой, налоговой и таможенной политики;
— оказать методическое содействие Республике Крым и городу федерального значения Севастополю в подготовке документов, в том числе технико-экономических обоснований в планировании и разработке документов к проектам для подготовки к рассмотрению о включении их в указанные федеральную целевую программу и подпрограммы.
5. Министерству культуры Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральным агентством по туризму, туристским сообществом:
— рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего развитие социального туризма в Российской Федерации, на основе положений Концепции внедрения программы стимулирования внутреннего социального туризма «Отдых»;
— рассмотреть возможность введения налогового патента для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица на период курортного сезона.
6. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральным агентством по туризму, Российским союзом туриндустрии:
— рассмотреть возможность введения социальных налоговых вычетов для граждан, получающих санаторно-курортное лечение в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги на территории Российской Федерации (в настоящее время вычет осуществляется только в части оказания медицинских услуг).
7. Министерству культуры Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральным агентством по туризму, туристским сообществом:
— рассмотреть возможность введения на территории Российской Федерации обязательной классификации средств размещения;
— рассмотреть возможность проведения в Республике Крым различных культурных и деловых мероприятий (фестивалей, выставок, ярмарок, музыкальных конкурсов, форумов, конференций) в осенне-зимний и весенний периоды.
8. Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по туризму, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя, туристским сообществом:
— определить потребность туристской отрасли в квалифицированных специалистах, обеспечивающих развитие туризма в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе;
— оказать содействие в разработке комплекса мер по качественному кадровому обеспечению индустрии туризма на основе создания сбалансированной многоуровневой системы подготовки и повышения квалификации специалистов;
— рассмотреть возможность увеличения, начиная с 2015 года, контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для сферы туризма в целях ликвидаций имеющегося дефицита в квалифицированных кадрах, расширения целевого приема, закрепления кадров в индустрии туризма в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.
9. Органам государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя:
— создавать благоприятные условия для развития туризма:
· сформировать региональное законодательство, регулирующее сферу туризма;
· разработать региональные и муниципальные программы развития туризма;
· по согласованию с Минкультуры России, Ростуризмом подготовить предложения по продвижению туристских территорий полуострова Крым как круглогодичных направлений отдыха и оздоровления, разработать программу продвижения туристских возможностей Крымского полуострова;
· принимать активное участие в российских и международных туристских и инвестиционных выставках и форумах;
· активизировать работу по развитию государственно-частного партнерства в туристской отрасли, разрабатывать туристские инвестиционные проекты (строительство и реконструкция объектов туриндустрии: средства размещения, объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, общественного питания, развлечения и др.);
· оказывать экономическую поддержку развитию турбизнеса: оптимизация налогов, уплачиваемых в региональные и муниципальные бюджеты и др.;
· совместно с туристским сообществом формировать и продвигать конкурентоспособные туристские продукты с узнаваемыми брендами, развивать различные виды туризма (лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный, деловой, круизный, молодежный, детский, событийный, экологический и др.), а также трансграничные туры с соседними регионами, основанными на общности культурно-исторических связей и традиций;
· активнее работать с федеральными министерствами и ведомствами, в том числе Минкультуры России, Ростуризмом, Минтрансом России, Минэкономразвития России, Минрегионом России и другими с целью развития малого и среднего бизнеса (организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, малые средства размещения, производство сувенирной продукции, народные промыслы, объекты общественного питания с национальной кухней и др.).
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 № 1095 «Об утверждении правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении».
[2] Постановление Правительства РФ от 07.05.2009 № 397 «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки».
[3] Законопроект № 412831–6 «О внесении изменений в статью 2511 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» принят Государственной Думой в первом чтении 28 февраля 2014 года.
[4] Законопроект № 342631–6 «О внесении изменения в статью 2511 Федерального закона „О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“ принят Государственной Думой в первом чтении 25 октября 2013 года.