Другие мероприятия

Конференция: «Демографическое развитие России: новые вызовы и возможные решения проблем»

Комитета Совета Федерации по социальной политике провел конференцию: «Демографическое развитие России: новые вызовы и возможные решения проблем».

В ходе мероприятия обсуждались вопросы увеличения продолжительности жизни населения, роста рождаемости, регулирования внутренней и внешней миграции.

В конференции приняли участие представители Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства здравоохранения РФ, Счетной палаты РФ, Федеральной миграционной службы, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, других ведомств и организаций, а также эксперты из России, Казахстана, Киргизии, Белоруссии.

По итогам мероприятия его участники выработали ряд рекомендаций:

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, международных экспертов, представителей научных учреждений и экспертного сообщества вопрос "Демографическое развитие России: новые вызовы и возможные решения проблем" участники конференции отмечают.

Наступившее в ХХI столетии улучшение социально-экономического развития страны создало необходимые финансовые возможности для оздоровления демографической ситуации, преодоления депопуляции в России. В существенной мере благодаря реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» число умерших после 2012 г. стало меньше, чем в исходном 2005 г. на 425 тыс. человек, а продолжительность жизни населения увеличилась на 5,5 года и достигла уровня, которого никогда раньше в России не было. Начавшееся с 2007 г. осуществление мер по повышению рождаемости в России, прежде всего, по стимулированию рождений вторых и последующих детей, внесло существенный вклад в увеличение числа рождений. Оно в 2012-2014 гг. по сравнению с 2006 г. возросло на 420-440 тыс., достигнув 1.9 млн. По отношению к 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости возрос на 0.4 и превысил 1.7 ребенка в расчете на одну женщину в возрасте 15-49 лет (в 1999 г. был 1.157).

Достигнутые результаты уже в 2012 г. свели разность между числом рожденных и числом умерших практически до нуля, а в 2013-2014 гг. обеспечили впервые за последние 20 лет естественный прирост населения. Резкое сокращение масштабов естественной убыли, начавшееся с 2007 г. и увеличение вклада миграционной компоненты в демографическую динамику, обеспечило с 2009 г. постепенное увеличение численности населения России. Как следствие, установленный «Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – Концепция) норматив численности населения на 2015 г. был преодолен уже на стыке первого и второго десятилетий. К началу 2012 г. численность населения России превысила 143 млн. человек.

В соответствии с Концепцией в ближайшее десятилетие должны быть повышены ожидаемая продолжительность жизни населения России до 75 лет, а суммарный коэффициент рождаемости - до 1.944. В это же время численность населения без учета Крыма должна быть увеличена до 145 млн. (с Крымом, исходя из его доли в населении страны, примерно до 147 млн.). Благоприятным фактором, обеспечивающим достижение таких параметров в 2025 г., является то, численность населения России вместе с Крымом к началу 2015 г. уже превысила 146 млн. человек. В условиях нормального демографического развития, не отягощенного никакими противодействующими обстоятельствами, параметры, намеченные Концепцией для второго этапа, были бы достижимы в значительно более ранний срок.

В тоже время в наступающий период (2016-2025 гг.) на демографическое развитие России будут оказывать негативное воздействие, по крайней мере, два обстоятельства, одно из которых преходяще, а со вторым придется жить несколько десятилетий. Первое обстоятельство обусловлено финансово-экономическим развитием страны, сокращением темпов прироста внутреннего валового продукта и увеличением бюджетного дефицита, что не позволит выделить достаточные ресурсы на дальнейшую активизацию демографической политики. Одновременно в эти трудные для России годы в полной мере проявит себя такое фундаментальное обстоятельство, как демографическая впадина, которая ухудшит динамику разных контингентов населения. Действие волны проявится по нескольким направлениям. Во-первых, изменение численности и структуры репродуктивного контингента, что в ближайшие годы будет существенно влиять на динамику чисел родившихся. Это можно будет компенсировать лишь, соответственно увеличивая суммарный коэффициент рождаемости. Во-вторых, в России, начиная с 2008 г., происходит сокращение численности лиц трудоспособного возраста. Оно продлится вплоть до конца третьего десятилетия. Сгладить негативные последствия этого процесса можно лишь на основе всемерной модернизации экономики, значительного повышения производительности труда. В-третьих, в наступивший период произойдет дальнейшее старение населения. Увеличение в населении доли пожилых на фоне сокращения численности лиц трудоспособного возраста, не говоря уже о нарастании дефицита труда и росте социальных издержек, непременно приведет к увеличению чисел умерших. Влияние старения населения на общие показатели смертности может быть нивелировано лишь сокращением показателей смертности во всех, в т.ч. и в старших возрастах.

Участники конференции отмечают, что увеличение абсолютного числа лиц старших возрастных групп объективно ведет к повышению численности граждан, испытывающих трудности с решением медицинских, социальных и психологических проблем. Это приводит к нарастанию социально-экономических и медицинских проблем и требует проведения структурных преобразований в здравоохранении, направленных на увеличение объемов и доступности медицинской и медико-социальной помощи пожилым. В России гериатрическая служба представлена фрагментарно, не имеет тесного взаимодействия с участковой службой, с социальной службой, поэтому отсутствует единая система оказания медицинской помощи пожилым пациентам и подготовки кадров, недостаточно активно проводятся научные исследования в области старения. Необходимо развивать гериатрическую службу, делая основной акцент на амбулаторную помощь, на помощь, которая приближена к дому, на патронажную долговременную службу.

Российский научно-клинический геронтологический центр, который призван быть головным научно-методологическим учреждением в этой области, является обособленным структурным подразделением Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет» им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации и не имеет возможности в полной мере реализовать возложенные на него функции в связи с отсутствием юридической и финансовой самостоятельности.

Представляется целесообразным расширение полномочий и масштабная реорганизация российского научно-клинического геронтологического центра для реализации стратегических направлений развития геронтологии и гериатрии в нашей стране.

В-четвертых, демографическая динамика в наступившее пятнадцатилетие будет существенно влиять на геополитические возможности России, усилит уже начавшиеся ограничения в формировании контингентов для армии, других силовых и образовательных структур. В-пятых, на демографическую динамику будет весьма ощутимо влиять то, что за двадцать лет, истекших после развала Советского Союза, в образованных на постсоветском пространстве государствах существенно сократился миграционный потенциал для России, что требует дальнейшей активизации ее миграционной политики.

В то же время проблема социальной и культурной адаптации к российским условиям трудовых мигрантов, особенно граждан южных стран СНГ, приезжающих в нашу страну, стоит в настоящее время как нельзя остро. В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения» до настоящего времени не принят Федеральный закон «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерацию", что влечет за собой риски в обеспечении адаптации мигрантов. Принятие данного Федерального закона будет способствовать, в том числе, созданию условий для эффективной защиты прав и законных интересов мигрантов, обеспечению их безопасного и комфортного пребывания на территории Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, участники конференции рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

1. Разработать и принять федеральную программу по обеспечению жильем многодетных семей в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

2. Ускорить разработку проекта Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста, дополнительно включив положения о необходимости создания в Российской Федерации гериатрической службы, усиления межведомственного взаимодействия и использования механизмов государственно-частного партнерства в оказании гериатрической помощи, исходя из стратегического значения геронтологии и гериатрии в современном мире.

3. Проработать вопрос расширения полномочий и реорганизации обособленного структурного подразделения ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова "Российский геронтологический научно-клинический центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации, и выделения его в юридически самостоятельное учреждение, подчиненное Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.

4. Предусмотреть дальнейшее совершенствование оказания медицинской помощи гражданам старшей возрастной группы, обеспечения доступности всех форм медицинской помощи, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, используя потенциал Российского геронтологического научно-клинического центра.

5. Проработать вопрос о выделении субъектам Российской Федерации дополнительных бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета на реализацию государственной программы Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

6. Ускорить разработку и принятие Федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерацию" (пункт 38, приложение N 4 к государственной программе Российской Федерации "Содействие занятости населения").

7. При разработке проекта плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации учесть следующие предложения:

1) Разработка федеральной целевой программы организации надомной занятости многодетных родителей, а также родителей, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов.

2) Разработка комплекса мер по повышению производительности труда за счет создания новых высокопроизводительных рабочих мест, внедрения современных технологий, улучшения организации производственных процессов.

3) Разработка комплекса мер, направленных на повышение ответственности работодателей за состояние здоровья работающих граждан, в частности людей пожилого возраста.

4) Предусмотреть возможность переобучения и повышения квалификации для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, непосредственно на предприятии, в организации.

5) Разработать комплекс мер по увеличению количества детей и подростков, вовлеченных в занятия физкультурой и спортом.

8. Предусмотреть проведение ежегодного мониторинга эффективности исполнения пунктов плана мероприятий по снижению смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, утвержденного Правительством Российской Федерации 4 августа 2015 года.

9. Создать в Правительстве Российской Федерации межведомственную Комиссию с тремя рабочими группами по подготовке и последующему дополнению и корректировке действующих программ, направленных на дальнейшее стимулирование повышения рождаемости, сокращение смертности населения, активизации процессов возвращения соотечественников, проживающих за рубежом.

С этой целью:

- Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации образовать рабочую группу, с участием представителей профильных министерств, научного сообщества и гражданских институтов, по подготовке и последующему дополнению программ, направленных на дальнейшее стимулирование рождений вторых и последующих детей.

- Министерству здравоохранения Российской Федерации образовать рабочую группу, с участием представителей профильных министерств, научного сообщества и гражданских институтов, по подготовке предложений, направленных на дальнейшее сокращение смертности населения, особенно среди мужчин трудоспособного возраста и повышение ожидаемой продолжительности жизни до нормативов, установленных Концепцией.

- Федеральной миграционной службе совместно с Россотрудничеством образовать рабочую группу, включающую ученых и практиков, по подготовке предложений, направленных на увеличение масштабов возвращения соотечественников и более рациональное привлечение и использование трудовых иммигрантов в экономике России.

10. Рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации, дополнив имеющийся перечень доходов, не подлежащих налогообложению, введенной в ряде субъектов Российской Федерации выплатой семьям, усыновившим ребенка (детей).

11. Рассмотреть вопрос внесения изменений в Федеральный закон от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих дополнительные меры социальной поддержки лиц данной категории в вопросах трудоустройства, постановки на учет в службу занятости, получения пенсии по инвалидности без наличия постоянной регистрации.

12. Проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в статью 9 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", дополняющих существующий перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, сведениями об уровне образования и семейном положении.

Министерству здравоохранения Российской Федерации:

В порядке преемственности проекта Министерства здравоохранения Российской Федерации по строительству перинатальных центров проработать вопрос о принятии программы по строительству многопрофильных детских больниц в субъектах Российской Федерации, при наличии потребности, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".

Федеральной миграционной службе:

Внести в Правительство Российской Федерации предложения по корректировке Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в части:

- создания комплекса мер по приоритетности заселения приграничных районов Сибири и Дальнего Востока;

- создания условий для увеличения сроков проживания ее участников и членов их семей в избранном для переселения субъекте Российской Федерации и повышения эффективности информационного сопровождения добровольного переселения.

Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. Создать постоянно действующий совещательный орган по демографической политике при руководителе региона с целью проведения мониторинга ситуации и результативности принятых демографических мер, а также подготовки предложений по корректировке этих мер, в частности:

- изучить возможности введения для семей с доходами не выше среднедушевого дохода по региону ежемесячной денежной выплаты на второго ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет в размере половины регионального прожиточного минимума ребенка;

- разработать комплекс мер, направленных на расширение услуг по уходу и присмотру за детьми в возрасте до 3-х лет, в том числе, путем создания ясельных групп в дошкольных учреждениях;

- принять комплекс мер по содействию молодым семьям:

а) в приобретении (аренде) жилого помещения (развитие системы «доходных домов» для передачи их в аренду на льготных условиях молодым семьям с детьми, снижая стоимость аренды при рождении детей, в дальнейшем с возможностью последующего выкупа этого жилого помещения;

б) в снижении процентной ставки по ипотечному кредиту при рождении детей;

в) в предоставлении жилых помещений в студенческих общежитиях для проживания студенческих семейных пар на время их обучения в образовательных организациях высшего образования.

2. Осуществить комплекс мер по повышению информированности населения о федеральных и региональных мерах по поддержке семей с детьми, прежде всего, мер, предоставляемых в связи с рождением второго и третьего ребенка, улучшению жилищных условий, выделение субсидий для строительства жилья, а также предоставление земельных участков многодетным семьям в регионах.

Комитету Совета Федерации по социальной политике:

В рамках Экспертного совета по социальному развитию при Комитете Совета Федерации по социальной политике образовать рабочую группу для подготовки необходимых предложений и законодательных инициатив по развитию гериатрической службы в Российской Федерации.