Решение по итогам проведения выездного совещания
Удовлетворение запроса общества на реальное изменение экономической и социальной среды требует эффективных управленческих подходов, значительных финансовых ресурсов и рационального их использования.
Переход к проектному управлению позволяет сконцентрировать финансовые и трудовые ресурсы на наиболее проблемных, чувствительных для населения направлениях.
Из 29 реализуемых в настоящее время стратегических проектов 7 относятся к такому направлению стратегического развития, как «Здравоохранение», которые нацелены на решение следующих первоочередных задач: открытие в стране сети перинатальных центров, развитие санитарной авиации, информатизация медицины, создание системы мониторинга госзакупок лекарств, обеспечение отрасли квалифицированными специалистами, повышение качества организации медицинской помощи, увеличение доли граждан, приверженных здоровому образу жизни.
Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, выход на новый уровень развития и, как следствие, повышение качества жизни селян являются важнейшими государственными задачами. Успех их реализации напрямую зависит от повышения доступности для населения медицинской помощи.
В целях совершенствования организации оказания первичной медико-санитарной помощи, повышения ее доступности и качества, в том числе сельским жителям, при медицинских учреждениях организуется сеть фельдшерско-акушерских пунктов (далее – ФАПы) и фельдшерских здравпунктов на селе. Они создаются в зависимости от численности населения и удаленности от другой медицинской организации. В ряде регионов, в том числе в Белгородской области, налажена установка быстровозводимых модульных фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий для сельских врачей, которые являются для них и рабочим местом, и домом.
Для приближения медицинской помощи сельским жителям используются также выездные формы работы. Активное использование выездных форм работы обеспечивает возможность диспансерного наблюдения.
Позитивным региональным опытом использования проектных практик в процессе совершенствования первичной медико-социальной помощи является многоуровневый, межведомственный проект «Управление здоровьем», успешно реализуемый в Белгородской области. Актуальность проекта объективно подтверждена с одной стороны — приоритетом развития сферы здравоохранения в Российской Федерации — усиление профилактической работы в первичном звене здравоохранения, с другой стороны – ограниченностью имеющихся ресурсов, особенно в сельской местности.
Одним из эффектов реализации проекта стала разработка и внедрение на территории области трех моделей оказания первичной медико-санитарной помощи:
Модель «сельские медицинские округа», для территорий с населением до 35 тысяч человек, где оказание медицинской помощи осуществляется семейным врачом на базе офисов семейного врача и врачом-педиатром — консультантом на базе ЦРБ (не менее 2 -х специалистов в районе).
Модель «городские медицинские округа», для территорий свыше 120 тысяч населения, где оказание медицинской помощи осуществляется семейным врачом и врачом-педиатром участковым на базе офисов семейного врача. В данной модели сохранены детские и взрослые поликлиники.
Модель «смешанные медицинские округа», для территорий от 35 до 120 тысяч человек, где оказание медицинской помощи осуществляется как по первой, так и по второй модели. Общим для всех моделей является мониторинг состояния здоровья семьи, создание школ «семейного здоровья».
В рамках реализации проекта «Управление здоровьем» за период 2016–2018 годы построено и отремонтировано 443 объекта первичного звена, в том числе, 122 офиса семейного врача и 321 фельдшерско-акушерский пункт; установлено 42 модульных здания. Всего в проект с начала реализации было вложено более 2,5 млрд. рублей консолидированного бюджета региона. 100% медицинских объектов в селе обеспечены доступом к сети интернет, автоматизированными рабочими местами врача. Модернизированная территориальная информационная медицинская система (ТИМС) позволяет работникам первичного звена в электронном виде: вести медицинскую документацию, выдавать рецепты и больничные (первое место в Российской Федерации по выдаче электронных листков нетрудоспособности), вести запись на прием, оказывать телемедицинские услуги, обеспечивать логистику оказания медицинской помощи по принципу персонификации, выступать оператором процесса бюджетирования в рамках своего терапевтического участка.
За счет ресурса федеральной программы «Земский доктор» и муниципальных мер социальной поддержки (разовых выплат при трудоустройстве и регулярных денежных выплат в период работы, предоставления жилья в зоне обслуживания пациентов и пр.), организации и оплаты из средств областного бюджета профессиональной переподготовки на 98% была решена проблема дефицита кадров.
В рамках реализации программы «Земский доктор» с 2012 года в регионе было трудоустроено более 250 медицинских специалистов.
С целью повышения уровня заработной платы специалистов первичного звена: разработаны и введены в действие в рамках эффективных контрактов врачей общей практики (семейных врачей) соответствующие KPI, т. е. критерии эффективности их работы сопряженные с ее качеством. Рост уровня зарплаты семейных врачей составил 137%, превысив заработную плату врача специалиста более чем на 15%.
Еще одной особенностью регионального проекта «Управление Здоровьем» является его веерность, суть которой заключается в инициации в каждом из 22 муниципальных образований Белгородской области аналогичного региональному муниципального проекта. Это дало дополнительный эффект – включение общественных институтов и бизнес сообщества в создание условий для оказания первичной медико-санитарной помощи: в муниципальных районах появились организационные модели ГЧП (частные медицинские организации, включившись в реализацию Территориальной программы государственных гарантий, стали работать с прикрепленным населением), при каждом терапевтическом участке в сельской местности были созданы Советы общественности, пропагандирующие ЗОЖ, в социальных сетях началась работа по созданию групп по модели «врач общей практики (семейный врач) + прикрепленное население».
Важно отметить, что отдельные полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в соответствии со статьей 16 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» были переданы на муниципальный уровень. В результате главы муниципальных районов стали ответственны за создание условий и организацию оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения.
В направлении изменения содержания оказания первичной медико-санитарной помощи, для достижения стратегической цели регионального проекта «Управление здоровьем» – поэтапное увеличение продолжительности жизни населения Белгородской области – предусмотрена смена парадигмы имеющейся системы: «от лечения заболеваний к их предупреждению» посредством формирования партнерских связей «врач общей практики (семейный врач) – врач-педиатр – пациенты-члены одной семьи».
Проект «Управление здоровьем» вывел региональную систему первичной медицинской помощи на совершенной новый уровень развития, сориентировал медиков на профилактику заболеваний, а главное, переломил сознание белгородцев на ответственное отношение к собственному здоровью.
По результатам работы получены первые медико-демографические эффекты:
— снижение показателя общей смертности населения области с 13,9 на 10 тыс. населения в 2015 году до 13,4 в 2018 году;
— снижение показателя смертности от болезней системы кровообращения с 776,6 на 100 тыс. населения в 2015 до 735,9 в 2018 году;
— снижение показателя смертности в трудоспособном возрасте с 455,1 на 100 тыс. населения в 2015 году до 419,5 в 2018 году;
— рост 5-ти летней выживаемости больных со злокачественными новообразованиями с 50,6 в 2015 году до 52,2 в 2018 году;
увеличение доли лиц, взятых на диспансерное наблюдение до 81,1%.
Продолжительность жизни белгородцев увеличилась на 0,8 года, впервые достигнув в 2017 году — 73,67 лет, прогнозный показатель 2018 года — 73,9 года.
Помимо этого в Российской Федерации создается новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь на принципах бережливого производства, предполагающая более современные и эффективные методы организации работы.
Проект «Бережливая поликлиника» реализуется в Белгородской области. Его реализация показала, что достаточно четырех–пяти месяцев, чтобы в медицинской организации разделить потоки больных и здоровых граждан, обеспечить комфортное и быстрое прохождения диспансеризации, сократить время записи на прием к специалисту в пять раз, время ожидания приема у кабинета врача – более чем в три раза, увеличить время непосредственной работы врача с пациентом почти вдвое.
Существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи селянам позволяет информатизация здравоохранения, широкое внедрение телемедицинских технологий. Законодательная основа для этих целей в стране создана. Задачей на ближайшую перспективу становится преодоление «цифрового неравенства», особенно в труднодоступных районах и сельской местности.
В феврале 2019 года Белгородской областной Думой принят Закон «О развитии семейной медицины в Белгородской области». Он определяет основные понятия и задачи развития семейной медицины, ее организационные основы и стимулирующие меры.
Обсудив вопросы повышение качества и доступности первичной медико-санитарной помощи на примере реализации в Белгородской области межведомственного проекта «Управление здоровьем», участники парламентских слушаний рекомендуют органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
— изучить опыт успешной реализации в Белгородской области межведомственного проекта «Управление здоровьем», направленного на повышение качества и доступности первичной медико-санитарной помощи в сельской местности;
— обратить внимание на вовлеченность глав муниципальных образований Белгородской области в организацию оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения;
— продолжить создание в населённых пунктах с численностью от 100 до 2000 человек в течение 2018–2020 годов фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий;
— расширить практику использования передвижных подразделений (амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов) медицинских организаций, мобильных медицинских бригад в населенных пунктах с низким уровнем развития инфраструктуры;
— продолжить работу по созданию комфортной среды в поликлиниках, внедрению современных организационных технологий (принципов бережливого производства).