Парламентские слушания

«О совершенствовании законодательства в сфере социальной поддержки населения»

Рекомендации

20 декабря 2017 года в Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «О совершенствовании законодательства в сфере социальной поддержки населения». Заслушав и обсудив доклады и выступления, в том числе по вопросам перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, введения с 1 января 2018 года в эксплуатацию Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее – ЕГИССО), механизмах работы данной информационной системы и готовности субъектов Российской Федерации к ее введению в эксплуатацию, а также рассмотрев опыт субъектов Российской Федерации по регулированию отношений в сфере предоставления мер социальной поддержки путем принятия Социального кодекса, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Законодательство Российской Федерации в сфере социальной защиты постоянно совершенствуется и направлено на решение важных для государства задач, одной из которых является улучшение демографической ситуации в стране. На решение указанной задачи направлен предложенный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным новый пакет демографических инициатив, направленных на стимулирование рождаемости, предусматривающий:

— предоставление дополнительной ежемесячной выплаты на первого ребенка, которая будет выплачиваться до достижения ребенком возраста полутора лет, независимо от предоставления иных выплат на ребенка;

— продление действия программы предоставления материнского (семейного) капитала до 31 декабря 2021 года, а также расширение направлений его использования, в том числе на предоставление ежемесячной выплаты на второго ребенка до достижения им возраста полутора лет нуждающимся семьям и на оплату дошкольного образования с двухмесячного возраста ребенка

— применение специальной программы ипотечного кредитования для семей, в которых с 1 января 2018 года рождается второй или третий ребенок.

Другой важной задачей является формирование информационного пространства, направленного на развитие информационного общества, учет потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитие информационной инфраструктуры. С этой целью принят Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203, которым утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, определяющая основные задачи развития информационного общества.

В рамках расширения доступности государственных и муниципальных услуг для граждан в электронном виде, в том числе и в социальной сфере создаются государственные информационные системы. Работа в указанном направлении ведется как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В частности, с 1 января 2017 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов», которая является единой базой данных о гражданах, признанных в установленном порядке инвалидами, позволяющая получать соответствующую информацию, как гражданам, так и органам власти, оказывающим услуги или меры социальной защиты инвалидам.

С 1 января 2018 года должна заработать ЕГИССО, которая позволит исключить дублирование предоставления мер социальной поддержки, оптимизировать процесс их администрирования и учета льготных категорий граждан, более точно планировать расходы бюджетов бюджетной системы на выполнение социальных обязательств, а также позволит гражданам иметь полную и достоверную информацию обо всех мерах социальной поддержки, право на которые они имеют.

На федеральном уровне приняты нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие правовые основы функционирования ЕГИССО:

— постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 года № 181 «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения»;

— приказ Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 8 июня 2017 года № 477н «Об утверждении состава информации, предоставляемой конкретному пользователю Единой государственной информационной системы социального обеспечения, направившему запрос о предоставлении информации»;

— приказ Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 30 июня 2017 года № 542н «Об утверждении порядка формирования классификатора мер социальной защиты (поддержки), его актуализации и использования участниками информационного взаимодействия при размещении информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения»;

— приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 126 «Об утверждении порядка предоставления инфраструктуры, обеспечивающей функционирование Единой государственной информационной системы социального обеспечения».

Также в рамках подготовки к введению в эксплуатацию с 1 января 2018 года ЕГИССО заинтересованными ведомствами и субъектами Российской Федерации проделана серьезная подготовительная работа. Пенсионным фондом Российской Федерации завершена разработка платформы ЕГИССО, проведена опытная эксплуатация. В настоящий момент завершается работа по подключению к указанной информационной системе органов государственной власти – поставщиков информации в ЕГИССО.

Субъектами Российской Федерации:

— созданы межведомственные рабочие группы, координирующие соответствующую работу;

— утверждены планы работы по внедрению ЕГИССО;

— определены поставщики информации в ЕГИССО;

— ведется работа по формированию Классификатора мер социальной защиты (поддержки);

— заключены соглашения о проведении сверки сведений о застрахованных лицах между органами государственной власти субъектов Российской Федерации – поставщиками информации в ЕГИССО и Пенсионным фондом Российской Федерации, ведется работа по завершению указанной сверки;

— подготовлены и находятся на стадии принятия изменения в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в части предоставления и возможности получения сведений из ЕГИССО.

Проведение подготовительных работ по внедрению ЕГИССО выявило отдельные проблемы, связанные с отсутствием у некоторых поставщиков информации в субъекте Российской Федерации информационных систем (слабая информационная обеспеченность выявилась в Карачаево-Черкесской Республике (только 2 ведомства имеют информационные системы) и Республике Крым (более 90 % поставщиков информации в ЕГИССО не имеют информационных систем).

Кроме того, существует проблема, связанная с отсутствием у субъектов Российской Федерации отдельных сведений о получателях мер социальной защиты (поддержки), в частности, страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и информации о месте рождения. Отсутствие указанных сведений вызывает трудности при проведении сверки сведений о застрахованных лицах (так как идентификация получателей мер в ЕГИССО осуществляется по указанным сведениям) и требует определенных трудозатрат и времени.

Кроме того, субъекты Российской Федерации указывают на проблему, связанную с отсутствием у органов местного самоуправления правовых оснований для предоставления информации в ЕГИССО в качестве поставщика информации, при этом сведения о мерах социальной поддержки, осуществляемых за счет средств местных бюджетов, должны содержаться в ЕГИССО и, соответственно, должно осуществляться их предоставление в указанную информационную систему.

Несмотря на некоторые проблемные моменты по введению в эксплуатацию ЕГИССО, необходимо отметить перспективность указанной информационной системы, которая позволит иметь полную и актуальную информацию о получателях и о мерах социальной защиты (поддержки) в разрезе всей территории Российской Федерации.

Необходимо отметить, что немаловажными направлениями внедрения ЕГИССО является унификация мер социальной защиты (поддержки), предоставляемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также формирование единого классификатора мер социальной защиты (поддержки), в котором будут учтены все меры социальной поддержки, предоставляемые на территории Российской Федерации.

В целом использование субъектами Российской Федерации IT-технологий является перспективным направлением развития информационного общества, позволяющим гражданам, не выходя из дома получать нужную информацию и реализовывать свои права. В этой связи интересен опыт Московской области по использованию информационных технологий при предоставлении услуг в социальной сфере в части:

— разработки специализированного программного обеспечения «Автоматизированное рабочее место для работы с ИПРА»;

— формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг Московской области;

— создания специализированных сайтов «Социальная служба Подмосковья», «Социальный гид Подмосковья» и «Социальное телевидение Подмосковья»;

— разработки мобильного приложения «Пункт проката», позволяющего выбрать и заказать средства реабилитации в пункте проката;

— реализации инновационного проекта в сфере социальной защиты – создание государственного казенного учреждения Московской области «Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области».

Также, помимо применения информационных технологий, обращает на себя внимание опыт отдельных субъектов Российской Федерации по принятию Социального кодекса, целью которого является кодификация законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего правоотношения в социальной сфере.

В настоящее время Социальный кодекс принят в Белгородской, Волгоградской, Ленинградской, Омской, Ярославской областях и городе Санкт-Петербурге. Необходимость принятия Социального кодекса обусловлена наличием большого количества законов, регулирующих предоставление мер социальной защиты (поддержки) в субъекте Российской Федерации, и возникающими в связи с этим сложностями его использования.

В качестве положительных сторон принятия Социального кодекса субъектами Российской Федерации отмечается понятность и доступность указанного акта, как для специалистов, так и для граждан. Социальный кодекс позволяет быстро находить необходимую информацию о правовом регулировании, как конкретных мер социальной поддержки, так и информацию о лицах, имеющих право на их получение. Кроме того, Социальный кодекс позволяет унифицировать подходы к предоставлению социальной поддержки, создать систему адресной информированности граждан о возникновении права на меры социальной поддержки, эффективно расходовать бюджетные средства.

В настоящее время ведется работа по разработке Социальных кодексов в Свердловской, Кемеровской, Псковской областях и Ханты-Мансийском Автономном округе – Югра.

При этом отдельные субъекты Российской Федерации полагают, что целесообразным было бы рассмотреть вопрос о принятии Социального кодекса на федеральном уровне. Указанное предложение требует осмысления и обсуждения, так как в качестве отрицательного последствия принятия Социального кодекса может быть усложнение процедуры внесения в него изменений, с которой уже столкнулись субъекты Российской Федерации.

По итогам проведенной работы участники парламентских слушаний рекомендуют:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять проект федерального закона № 1072874–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предлагается определить страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в качестве идентификатора при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Правительству Российской Федерации:

1. Рассмотреть возможность создания государственного алиментного фонда, из которого будут осуществляться выплаты на содержание ребенка в период розыска должника или в период его неплатежеспособности, с последующим возвратом денежных средств, как в добровольном, так и в принудительном порядке.

2. Проанализировать необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в части дополнения его нормами, содержащими порядок и механизм оказания помощи детям, нуждающимся в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, с участием которых или в интересах которых осуществляется правоприменительная процедура (действие) и, при необходимости, внести соответствующие изменения.

Счетной палате Российской Федерации провести контрольное мероприятие в части эффективного использования субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, а также использования средств материнского (семейного) капитала на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

1. Осуществлять координацию работы по введению с 1 января 2018 года в эксплуатацию и функционированию ЕГИССО.

2. Рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы создания и функционирования ЕГИССО, предусматривающих включение в число поставщиков информации в ЕГИССО и, соответственно, в число получателей информации из ЕГИССО органов местного самоуправления.

3. Проанализировать необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части определения критериев отнесения разнообразных услуг и выплат, предоставляемых гражданам, в том числе и при осуществлении трудовой деятельности (службы), для включения информации об их предоставлении в ЕГИССО.

4. При рассмотрении вопроса о продлении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы в качестве одного из приоритетных направлений определить укрепление (на условиях софинансирования) материально-технической базы реабилитационных центров реабилитационным оборудованием.

5. Рассмотреть опыт субъектов по кодификации социального законодательства и проанализировать целесообразность кодификации социального законодательства на федеральном уровне.

Пенсионному фонду Российской Федерации:

1. Завершить до 31 декабря 2017 года принятие нормативных правовых актов, необходимых для введения в эксплуатацию с 1 января 2018 года ЕГИССО.

2. Рассмотреть вопрос о разработке единого сервиса для поставщиков информации в систему ЕГИССО.

3. Осуществлять мониторинг эффективности функционирования ЕГИССО на федеральном и региональном уровнях.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. Обеспечить реализацию положений законодательства Российской Федерации в части введения в эксплуатацию с 1 января 2018 года ЕГИССО.

2. Продолжить работу по переводу предоставления государственных и (или) муниципальных услуг в электронном виде.

3. Рассмотреть возможность введения дополнительных мер по стимулированию рождаемости в субъектах Российской Федерации.

4. Проанализировать опыт Московской области в части обеспечения доступности государственных и муниципальных услуг с использованием информационных технологий.

5. Рассмотреть опыт субъектов по кодификации социального законодательства и проанализировать целесообразность принятия кодифицированных нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации.