Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 18 апреля 2019 года.

Проект названного Федерального закона внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации с наименованием «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и в статью 7 Федерального закона „О библиотечном деле“ 24 марта 2018 года, принят в первом чтении 3 июля 2018 года, во втором чтении 16 апреля 2019 года. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членом Совета Федерации О.В. Мельниченко была направлена поправка в Государственную Думу, которая была отклонена.

Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы от 29 декабря 2010 года № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — закон № 436-ФЗ), от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле», от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», направленные на установление единых требований в части распространения информационной продукции, запрещенной для детей.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, отнесена информация, содержащая изображение или описание сексуального насилия.

Перечень общих требований к обороту информационной продукции дополняется обязанностью организатора зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино – и видеообслуживании), на котором демонстрируется информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей, не допускать на такое мероприятие лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. В случае возникновения у лиц, осуществляющих реализацию входных билетов, приглашений и иных документов, дающих право посещения такого мероприятия, а также контролирующих проход, сомнения в достижении гражданином, желающим приобрести такой входной билет, приглашение на зрелищное мероприятие, совершеннолетия, указанные лица вправе потребовать у посетителя документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить возраст этого посетителя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях отдыха и оздоровления детей, организациях культуры на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией перечисленных организаций. При этом допускается уменьшение указанного расстояния нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем на 50 метров. Такое решение принимается, в том числе с учетом особенностей и плотности застройки в каждом конкретном населенном пункте субъекта Российской Федерации.

Одновременно вводится запрет на продажу, в том числе с использованием автоматов, прокат, аренду, выдачу из фондов общедоступных библиотек несовершеннолетним информационной продукции, запрещенной для детей. При возникновении сомнения в достижении лицом совершеннолетия продавцу, арендодателю, контролеру-билетеру, библиотекарю предоставляется право потребовать предъявления документа, удостоверяющего личность и позволяющего установить возраст.

Таким образом, реализация положений Федерального закона позволит создать дополнительные условия по защите прав и интересов детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой действующего федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года №96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Исходя из изложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Государственной Думой.