Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 мая 2019 года.

Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Н.Ф. Герасименко, С.И. Фургалом, А.И. Петровым и другими депутатами (всего 98 депутатов), членом Совета Федерации Е.Ф. Лаховой 10 января 2018 года с названием «О внесении изменения в часть 1 статьи 79 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ и был принят 4 июля 2018 года в первом чтении, 16 мая 2019 года во втором чтении и 21 мая 2019 года в третьем чтении.

В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членом Совета Федерации В.В. Рязанским в Государственную Думу направлялось 4 поправки, которые были приняты.

Положения Федерального закона направлены на установление обязанности медицинских организаций предоставлять возможность родственникам и иным членам семьи или законным представителям пациента посещать его в медицинской организации, в том числе в ее структурном подразделении, предназначенном для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий.

С этой целью статья 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дополняется новым пунктом 15.

Кроме того, Федеральным законом Министерство здравоохранения Российской Федерации наделяется полномочием по утверждению общих требований к организации посещения указанных пациентов, при оказании им медицинской помощи в стационарных условиях.

В настоящее время действуют правила посещения родственниками пациентов в отделениях реанимации и интенсивной терапии (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 15–1/10/1–2853). Однако в законодательстве Российской Федерации не прописан механизм реализации медицинской организацией возможности посещения пациентов, находящихся в реанимации или палате интенсивной терапии, что особенно важно в отношении детей.

Реализация Федерального закона будет способствовать соблюдению приоритета интересов пациентов при оказании медицинской помощи.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктом «е» (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросу совместного ведения, установленному пунктом «ж» (координация вопросов здравоохранения) статьи 72 Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“, принятый Государственной Думой.