Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменения в статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон «О внесении изменения в статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 мая 2019 года.

Проект названного Федерального закона внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 13 декабря 2018 года, принят в первом чтении 2 апреля 2019 года, во втором чтении 16 мая 2019 года. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.

Федеральный закон разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июня 2018 года № 25-П «По делу о проверке конституционности подпункта 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, в связи с жалобой гражданина К.С. и гражданки Р.С.» (далее – Постановление КС РФ).

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) усыновителями не могут быть лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку, попечительство, взять в приемную семью или патронатную семью (далее – Перечень), устанавливается Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 года № 117). Таким образом, действующие ограничения направлены, в первую очередь, на защиту интересов и здоровья детей и исключение риска того, что лицо, инфицированное вирусом иммунодефицита человека, приняв на себя родительские обязательства, не сможет справиться с ними надлежащим образом в силу специфики своего заболевания.

Федеральным законом, с целью приведения норм СК РФ в соответствие с Постановлением КС РФ, суд наделяется правом при вынесении решения об усыновлении ребенка отступить от положения, установленного подпунктом 6 пункта 1 статьи 127 СК РФ, в случае, когда лицо, желающее усыновить ребенка, проживает с ним в силу уже сложившихся семейных отношений.

Реализация положений Федерального закона позволит создать надлежащие условия для обеспечения как интересов семьи в целом, так и интересов усыновляемого ребенка, уже проживающего в семье гражданина, намеревающегося его усыновить и имеющего заболевание, входящее в Перечень. Усыновление позволит лишь юридически оформить уже сложившиеся между ними отношения родителя и ребенка, не увеличивая риски для детского здоровья.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой действующего федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года №96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Исходя из изложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменения в статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации», принятый Государственной Думой.