Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2018 год» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 26 сентября 2019 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Правительством Российской Федерации 30 мая 2019 года и принят Государственной Думой 26 сентября 2019 года в первом чтении и в целом. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.
Федеральный закон, по результатам деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – Фонд) в 2018 году, утверждает отчет и показатели по исполнению Федерального закона от 5 декабря 2017 года № 363-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 3 июля 2018 года № 187-ФЗ (далее — Закон).
Бюджет Фонда исполнен в 2018 году по доходам в сумме 8 269,64 млрд. рублей, что составляет 100 % к показателю, утвержденному Законом, и по расходам — в сумме 8 428,69 млрд. рублей или 98,8 % от утвержденных Законом ассигнований.
Общий дефицит бюджета Фонда составил 159,05 млрд. рублей. На покрытие дефицита направлены переходящие остатки средств бюджета на 1 января 2018 года.
На обязательное пенсионное страхование в бюджет Фонда из федерального бюджета перечислен трансферт в сумме 632,39 млрд. рублей. В целом межбюджетные трансферты из федерального бюджета составили 3 229,32 млрд. рублей (39 % в общей сумме доходов).
Основная часть доходов бюджета Фонда приходится на распределительную составляющую (не связанную с формированием средств для финансирования накопительной пенсии), в 2018 году доходы по ней составили 8 191,85 млрд. рублей или 100,3 % к утвержденным показателям.
Тариф страховых взносов в 2018 году сохранялся на уровне предыдущих лет и составлял 22 % в пределах величины облагаемой базы 1 021 тыс. рублей (2017 год — 876 тыс. руб.), и 10 % сверх предельной величины доходов. Для отдельных плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов. В соответствии с законодательством Российской Федерации суммы выпадающих доходов бюджета Фонда компенсируются за счет средств федерального бюджета путем предоставления межбюджетных трансфертов – в 2018 году в сумме 499,9 млрд. рублей (в 2017 году в сумме 433,97 млрд. рублей, в 2016 году — 392,0 млрд. рублей, в 2015 году — 342,9 млрд. рублей).
В отношении плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, с 2018 года введен новый порядок определения размера страховых взносов, заменяющий МРОТ как объект обложения страховыми взносами на фиксированный размер (для плательщиков с годовым доходом не более 300 000 рублей размер взноса в 2018 году составил 26 545 рублей, и плюс еще 1 % с суммы, превышающей доход в 300 000 рублей, но не выше максимального размера взноса – 212 360 рублей).
Общий объем поступлений на обязательное пенсионное страхование от всех плательщиков страховых взносов составил 4 948,4 млрд. рублей (в 2017 году — 4 482,0 млрд. рублей) с ростом на 10 % к 2017 году. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии поступили в объеме 4 947,9 млрд. рублей. Как отмечает Счетная палата Российской Федерации, поступившие взносы обеспечили потребность на выплату страховой пенсии на 73,4 % (в 2017 году – на 70,3 %, в 2016 году – 68,4 %). Страховые взносы на накопительную пенсию в 2018 году не поступали в связи с продлением «моратория» на передачу страховых взносов на накопительную пенсию.
Коэффициент собираемости составил 98,9 % (в 2017 году – 98,6 %, в 2016 году – 99,4 %).
Фондом в отчетном периоде выполнены все публичные нормативные обязательства, на исполнение которых направлено 8 133,9 млрд. рублей (в 2017 году — 7 958,8 млрд. рублей) или 96,5 % от общего объема расходов бюджета Фонда.
Общий объем расходов бюджета Фонда за 2018 год составил 8 428,69 млрд. рублей (98,8 %), из них 8 240,73 млрд. рублей — расходы в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, что составило 98,9 % к общей сумме исполнения расходов.
На выплату страховых пенсий 40,2 млн. получателей использовано 6 716,6 млрд. рублей. Средний размер страховой пенсии на конец 2018 года составил 13 728,53 рублей (увеличение за 2018 год на 422,62 рубля), средний размер страховой пенсии по старости – 14 184,28 рубля (увеличение на 422,72 рубля).
Соотношение между средним размером страховой пенсии по старости и прожиточным минимумом пенсионера (8 483 рубля) в 2018 году составило 167 % (в 2017 году — 164 %, в 2016 году – 163 %), соотношение между средним размером страховой пенсии по старости и средней заработной платой (43 445 рублей) – 30,6 % (в 2017 году — 35,1 %, в 2016 году — 35,9 %; в 2015 году — 37,5 %).
Средний размер социальной пенсии составил на конец 2018 года 9 084,18 рубля (увеличение за 2018 год на 287,16 рублей), соотношение с величиной прожиточного минимума пенсионера составило 107,1 % (в 2017 году – 106 %).
В 2018 году страховые пенсии неработающих пенсионеров были проиндексированы с 1 января на 3,7 %. Социальные пенсии увеличились на 2,9 % с 1 апреля 2018 года. С 1 августа 2018 года также была произведена корректировка страховых пенсий работающих пенсионеров. Размеры ежемесячных денежных выплат и пособия на погребение проиндексированы с 1 февраля 2018 года на 2,5 процента.
Размер материнского (семейного) капитала составил 453 026 рублей без роста к предыдущему году.
Количество обращений с заявлениями о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала по основным направлениям расходования средств составило 926 092, в том числе об улучшении жилищных условий — 714 342 заявления, об оказании платных образовательных услуг – 168 974 заявления, о формировании накопительной пенсии — 628 заявлений, о приобретении товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов – 93 заявления, о ежемесячной выплате в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка – 42 055 заявлений.
Расходы Фонда составили 302,1 млрд. рублей, в том числе по направлениям:
— на улучшение жилищных условий всего – 289,0 млрд. рублей, из них на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, полученным на приобретение или строительство жилья, — 192,4 млрд. рублей, на улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств – 96,7 млрд. рублей;
— на получение образования детьми – 10,2 млрд. рублей;
— на единовременную выплату — 45,0 тыс. рублей;
— на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, — 4,4 млн. рублей;
— на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка в 2018 году — 2,9 млрд. рублей;
— на улучшение жилищных условий и получение образования ребенком (детьми) из средств ранее направленных на формирование накопительной пенсии — 13,8 млн. рублей.
Кроме того, за счет средств федерального бюджета, полученных Фондом в 2018 году на предоставление материнского (семейного) капитала, на формирование накопительной пенсии, было направлено 194,7 млн. рублей.
Расходы на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» за счет средств федерального бюджета составили 91,4 млрд. рублей (в 2017 году- 96,85 млрд. рублей, в 2016 году — 99,8 млрд. рублей). На конец 2018 года численность получателей снизилась до 3,8 млн. человек (в 2017 году — 3,88 млн. граждан), средний размер доплаты составил 1 901 рубль (в 2017 году −1 938,2 рублей).
На ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан израсходовано 402,2 млрд. рублей (в 2017 году — 395,9 млрд. рублей, в 2016 году — 380,9 млрд. рублей), в том числе: ветеранам – 70,1 млрд. рублей (в 2017 году — 68,5 млрд. рублей, в 2016 – 67,1 млрд. рублей), инвалидам – 314,2 млрд. рублей (в 2017 году — 309,3 млрд. рублей, в 2016 году — 296,1 млрд. рублей), пострадавшим от радиационного воздействия – 116,7 млрд. рублей (в 2017 году — 16,3 млрд. рублей, в 2016 году – 15,8 млрд. рублей), Героям Советского Союза и Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы – 1,2 млрд. рублей (в 2017 году — 1,2 млрд. рублей, в 2016 году — 1,9 млрд. рублей).
В 2018 году предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации осуществлялось Фондом в соответствии с частями 4 и 7 статьи 5 Закона в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 1687 «О финансовом обеспечении социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров».
Субсидии предоставлены бюджетам 81 субъекта Российской Федерации в общей сумме 1 615,6 млн. рублей.
Осуществлялось строительство организаций социального обслуживания в 12 субъектах Российской Федерации (Республика Крым, Самарская область, Республика Мордовия, Воронежская область, Республика Калмыкия, Пензенская область, Камчатский край, Республика Саха (Якутия), Чувашская Республика — Чувашия, Пермский край, Владимирская область, Тамбовская область), проводилась реконструкция организаций социального обслуживания в 6 субъектах Российской Федерации (Республика Северная Осетия-Алания, Ростовская область, Калининградская область, Костромская область, Алтайский край, Тамбовская область).
В 127 организациях социального обслуживания населения 62 субъектов Российской Федерации проведен различный ремонт; 102 организации социального обслуживания населения в 25 субъектах Российской Федерации оснащены оборудованием и предметами длительного пользования; в 16 субъектах Российской Федерации приобретено 70 единиц автотранспорта для оснащения мобильных бригад организаций социального обслуживания населения, предоставляющих социальные услуги на мобильной основе.
Обучение компьютерной грамотности прошли более 30 900 неработающих пожилых граждан с целью обеспечения их доступа к государственным информационным ресурсам. Счетная палата Российской Федерации отмечает, что соответствующий показатель государственной программы «Социальная поддержка граждан» выполнен только на 61,9 процентов. Остаток субсидии на эти цели по итогам 2018 года составил 1,9 млн. рублей, что при средней стоимости обучения в размере 1,8 тыс. рублей позволяло обучить еще более 1,1 тыс. человек.
Оказана адресная социальная помощь на первоочередные нужды 3 420 неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Забайкальского краев.
Доходы по накопительной составляющей бюджета Фонда за 2018 год составили 77,8 млрд. рублей (в 2017 году — 90,03 млрд. рублей, в 2016 году — 131,3 млрд. рублей, в 2015 году — 169,2 млрд. рублей, в 2014 году — 83,6 млрд. рублей, в 2013 году — 590,2 млрд. рублей), расходы – 188,0 млрд. рублей (в 2017 году −258,43 млрд. рублей, в 2016 году — 298,3 млрд. рублей).
На выплату накопительной пенсии израсходовано 656,3 млн. рублей (в 2017 году — 464,1 млн. рублей, в 2016 году 327,8 млн. рублей). Среднегодовой размер пенсии составил 925,31 рублей (в 2017 году — 866 рублей, в 2016 году — 788,56 рублей).
Расходы на единовременную выплату средств пенсионных накоплений составили 14 233,4 млн. рублей (в 2017 году — 13 491,8 млн. рублей, в 2016 году — 14 537,0 млн. рублей). Средний размер единовременной выплаты составил 11 993,76 рубля (в 2017 году — 3 935 рублей).
Расходы на срочную пенсионную выплату составили 427,5 млн. рублей (в 2017 году — 331,7 млн. рублей, в 2016 году — 159,2 млн. рублей). Средний размер срочной пенсионной выплаты – 1 486,25 рублей (в 2017 году — 1 277 рублей, в 2016 году – 1 052,28 рубля).
Счетная палата Российской Федерации отмечает, что бюджет Фонда исполнен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Консолидированная бюджетная отчетность соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, отклонений показателей исполнения бюджета Фонда не установлено. В ходе проверки расходной части бюджета Фонда Счетной палатой Российской Федерации установлены нарушения и недостатки, связанные с расходами на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности Фонда, в частности в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд.
Также данные анализа Счетной палаты Российской Федерации свидетельствуют о недостаточно эффективном планировании участниками бюджетного процесса объемов финансовых ресурсов на компенсацию затрат граждан, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, остаток средств по которым в 7,6 раз превышает годовую потребность в этих средствах. Кроме того выявлены случаи осуществления ежемесячной выплаты лицам, ухаживающим за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, после наступления обстоятельств, влекущих ее прекращение, что свидетельствует о недостаточности контроля за указанными выплатами.
Все социальные обязательства Фондом выполнены в сроки и в полном объеме.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет — соисполнитель) принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2018 год», принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета В.В. Рязанский