Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2018 год»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2018 год» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 26 сентября 2019 года.

Проект названного Федерального закона был внесён в Государственную Думу 31 мая 2019 года Правительством Российской Федерации и принят 26 сентября 2019 года в первом чтении и в целом.

Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.

Федеральным законом, по результатам деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) в 2018 году, утверждается отчет и показатели по исполнению Федерального закона от 5 декабря 2017 года № 364-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Закон).

По доходам бюджет Фонда в 2018 году исполнен в сумме 735,2 млрд. рублей или на 103,7% от бюджетных назначений, что на 6,3% больше, чем в 2017 году.

Расходы Фонда в 2018 году составили 702,2 млрд. руб. (95,3% к бюджетным назначениям и 94,2% от ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью), что выше по отношению к 2017 году на 4,7%.

Второй год подряд бюджет Фонда исполнен с профицитом (33,0 млрд. рублей), при запланированном дефиците в объеме 27,7 млрд. рублей. Впервые сложился профицит по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, который составил 1,9 млрд. рублей, а по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний профицит составил 32,5 млрд. рублей (было запланировано 16,8 млрд. рублей).

В течение 2018 года изменения в Закон не вносились. В сводную бюджетную роспись изменения вносились 147 раз на сумму 30,6 млрд. рублей, при этом 58,7% от общей суммы составили изменения, связанные с экономией бюджетных средств.

Комитет отмечает следующие особенности исполнения бюджета Фонда за 2018 год:

— снижение численности страхователей, состоящих на учете в Фонде (в 2018 году уменьшилась на 257 тысяч единиц и составила 4,8 млн., из них представили отчетность 74%);

— снижение числа выплат пособий, связанных с материнством в связи с продолжающейся тенденцией снижения рождаемости (на 270,6 тысяч человек или 14,5% по отношению к прогнозному показателю), что существенно повлияло на исполнение всех показателей по выплатам указанных пособий;

— сохраняется тенденция снижения расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по причине положительной устойчивой тенденции уменьшения количества несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что приводит к увеличению резерва по данному виду страхования;

— 6 территориальных органов Фонда присоединились к пилотному проекту по переходу от «зачетного механизма» на прямые выплаты (Республики: Тыва, Карелия, Кабардино — Балкарская, Северная Осетия-Алания, а также Курская и Костромская области). Всего в 2018 году в пилотном проекте участвовали 39 региональных отделений Фонда.

Комитет отмечает устойчивую тенденцию превышения расходов над доходами в региональных отделениях Фонда, реализующих пилотный проект, что приводит к дотациям им из централизованного резерва. По итогам 2018 года общий дефицит бюджетов региональных отделений, участвующих в пилотном проекте составил 34,6 млрд. рублей.

Фактическая численность сотрудников Фонда за 2018 год составила 634 человек или 77,1 % от планового показателя. Аналогичный показатель в региональных отделениях Фонда — 24 715 человек или 81,6% от плана. Заработная плата сотрудникам Фонда в 2018 году индексировалась на коэффициент 1,04.

По состоянию на 1 января 2019 года в целом сложилась кредиторская задолженность Фонда перед страхователями в объеме 96,7 млрд. рублей, что на 17,3 млрд. рублей (21,7%) больше, чем в 2017 году. Эта сумма подлежит возмещению страхователям в 2019 году.

В составе доходов учтены средства страхователей в сумме превышения произведенных ими расходов над суммой начисленных страховых взносов в размере 11,1 млрд. рублей. Кроме того, в доходы зачислено 17,6 млн. рублей (что на 14,3 млн. рублей меньше, чем в 2017 году) по статье «Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам», а также налоги на совокупный доход в сумме 3,5 млн. рублей (на 4,2 млн. рублей меньше, чем в 2017 году).

Наибольшую долю в структуре доходов Фонда составляют страховые взносы – 651,6 млрд. рублей или 88,6%. В их числе доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 530,9 млрд. рублей (100,6%) к бюджетным назначениям, что на 57,4 млрд. рублей (12,1%) больше по сравнению с 2017 годом, что объясняется, в том числе и ростом предельной величины базы для начисления страховых взносов с 755 тысяч рублей в 2017 году до 815 тысяч рублей в 2018 году.

Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступили в сумме 126,7 млрд. рублей или 109,1% от назначений, предусмотренных Законом, и выросли по сравнению с 2017 годом на 11,7 млрд. рублей.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимку, пени и штрафы, которые зачислены в доход, составили 120,7 млрд. рублей или 106,0% от бюджетных назначений, и выросли к уровню 2017 года на 10,2%. Рост к 2017 году обусловлен увеличением фонда оплаты труда, на который начисляются страховые взносы на 6,4% к показателю, учтенному в расчетах к Закону.

Коэффициент полноты сбора страховых взносов по данному виду страхования фактически составил 0,991, что на 0,007 выше планового показателя. Средний по видам экономической деятельности тариф страховых взносов составил 0,50% при плане 0,51%.

По состоянию на 1 января 2019 года объем резерва по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составил 164,2 млрд. рублей, увеличился за год на 31,6 млрд. рублей или на 23,8%. В 2018 году Фондом были размещены временно свободные средства резерва по данному виду страхования в кредитных организациях в объеме 132,6 млрд. рублей, в результате чего был получен доход в сумме 4,5 млрд. рублей или 248,0% от запланированного показателя при средней процентной ставке размещения 7,09%.

Доходы от поступления сумм штрафов, санкций и возмещение ущерба за нарушение законодательства Российской Федерации в Фонд – 194,9 млн. рублей, что на 13,7 % больше запланированных.

Капитализированные платежи ликвидируемых предприятий составили 579,8 млн. рублей или 173,2 % от предусмотренных планом, а добровольные страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 70,9 млн. рублей.

Комитет отмечает продолжающуюся тенденцию роста недоимки по страховым взносам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая увеличилась на 0,69 млрд. рублей или на 8,7%. Доля недоимки в общем объеме по страхователям, находящимся в процедуре банкротства составила 59,9%.

Объем средств, перечисленных бюджету Фонда от других бюджетов бюджетной системы, составили 67,1 млрд. рублей, в том числе: перечисления средств федерального бюджета бюджету Фонда составили 35,5 млрд. рублей в связи с исполнением государственных функций и на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов — 16,5 млрд. рублей; межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребёнка в течение первого года жизни перечислены в сумме 15,1 млрд. рублей. В 2018 году были оплачены услуги по медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе в период беременности 1 404,4 тыс. женщинам, в период родов и послеродовый период — 1 483,7 тыс. женщинам, по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни предоставлено 1 911,0 тыс. услуг. Остаток средств в сумме 1,6 млрд. рублей направлен в 2019 году на эти же цели.

Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили — 556,2 млрд. руб. (94,4% к показателям Закона).

На выплату всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством было направлено 542,8 млрд. рублей, что составило 97,6% от всех расходов Фонда по данному виду страхования (с увеличением к 2017 году на 5,1%). При этом расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности по этому виду страхования составили 251,1 млрд. рублей (103,1% от бюджетных назначений и 99,4% к бюджетной росписи), что выше уровня 2017 года на 12,2%.

Относительно 2017 года число оплаченных дней по временной нетрудоспособности в 2018 году увеличилось на 9,5 млн. дней, также увеличилась продолжительность одного случая временной нетрудоспособности с 10,9 до 11,2 дней.

Расходы, связанные с материнством, которые осуществляются за счет собственных средств Фонда, снизились по сравнению с 2017 годом на 0,2% и составили 291,2 млрд. рублей (88,0 % к показателям Закона). Это обусловлено снижением рождаемости на 270,6 тыс. человек по данным Росстата (или на 14,5%) по отношению к прогнозному показателю.

Расходы Фонда на выплату пособий по беременности и родам составили 115,1 млрд. рублей (86,3% от бюджетных назначений Закона и 92,5% к бюджетной росписи), при этом произошло увеличение среднедневного размера пособия на 69,3 рубля, который составил 851,3 рубля.

Пособия по этому виду страхования в 2018 году были проиндексированы на 2,5 %.

Расходы на оплату стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплату пособий на погребение произведены в объеме 0,48 млрд. рублей, что составляет 87,3% от бюджетных назначений. Средний размер пособия за 2017 год составил 6 205,3 рублей.

Расходы, произведенные Фондом на выплату пособий за счет средств, передаваемых его бюджету из федерального бюджета, составили 4,0 млрд. рублей и обеспечили 100% обратившихся за пособиями.

Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 94,2 млрд. рублей, что на 5,2% ниже показателей, утвержденных Законом и бюджетной росписью (по отношению к 2017 году расходы выросли на 3,2%), в том числе:

на оплату пособий по временной нетрудоспособности — 2,6 млрд. рублей или 92,5% от показателей Закона и бюджетной росписи, что выше показателей 2017 года на 3,8% (объясняется фактическим уменьшением числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности на 183,5 тыс. дней или 6,4%, а также снижением размера среднедневного пособия на 10,49 рублей или 1,1% к расчетным показателям);

на единовременные страховые выплаты израсходовано 1,7 млрд. рублей или 82,8% от показателей Закона и бюджетной росписи, при этом, по сравнению с 2017 годом, расходы на выплаты снизились на 7%.

на обеспечение ежемесячных страховых выплат — 56,5 млрд. рублей или 94,5% к показателям Закона и бюджетной росписи, что связано со снижением числа несчастных случаев на производстве и снижением среднего размера степени утраты профессиональной трудоспособности в 2018 году (40,6%), то есть на 0,9 процентных пунктов ниже по сравнению с 2017 годом (41,5%).

В 2018 году продолжилась устойчивая тенденция последних лет по снижению численности пострадавших от несчастных случаев на производстве и числа несчастных случаев. Их количество в 2018 году составило 39 780 случаев и снизилось в сравнении с 2017 годом на 6,7%.

Объемы финансирования по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части медицинской, социальной и профессиональной реабилитаций пострадавших, обеспечения мер по сокращению производственного травматизма увеличились по сравнению с 2017 годом на 3,2% и составили 17,9 млрд. рублей или 95,7% от показателей Закона и бюджетной росписи.

В 2018 году восстановили трудоспособность и возвратились к труду без установления стойкой утраты трудоспособности более 50% от числа пострадавших и получивших лечение непосредственно после тяжелых несчастных случаев за счет средств по этому виду страхования и расходы на эти цели составили 698,9 млн. рублей, что на 16,1% больше чем в 2017 году.

Комитет отмечает, что в 2018 году до центров реабилитации, подведомственных Фонду, были доведены государственные задания на оказание услуг пострадавшим от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в объеме 1 374,5 койко-дней, которые были исполнены на 99,7% (1 370,4 койко-дней).

На обеспечение предупредительных мер за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2018 году было направлено 10,98 млрд. рублей или 97,9% от назначений, предусмотренных бюджетной росписью, что на 3,8% больше, чем в 2017 году.

Комитет отмечает, что из выделенных 4,962 млрд. рублей Фондом не полностью израсходованы средства на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан, включая проезд к месту лечения и обратно, было израсходовано 4,824 млрд. рублей или 97,2% от бюджетной росписи. Остаток средств, в сумме 141,0 млн. рублей (включая возврат неиспользованных средств в объеме 3,4 млн. рублей), используется на те же цели в 2019 году. Фондом было выдано 154,2 тысяч путевок, что на 4,3 тысячи путевок больше чем в 2017 году.

Сохраняется значительная очередность (на 1 января 2019 года — 530,6 тысяч человек), а в целом обеспеченность санаторно-курортным лечением граждан снизилась с 23,2% в 2017 году до 22,5% в 2018 году.

Счетная палата Российской Федерации в своем заключении отмечает, что при сохранении существующего механизма финансирования санаторно-курортного лечения для льготных категорий граждан, исполнить надлежащим образом публичные обязательства Российской Федерации не представляется возможным.

В 2018 году Фонд осуществлял полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в 81 субъектах Российской Федерации, включая город Байконур.

Фактические расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за счёт средств федерального бюджета и с учетом остатка неиспользованных средств в 2017 году (1,1 млрд. рублей) составили 27,1 млрд. рублей, или 98,6% к показателям бюджетной росписи, при этом административные расходы составили 0,866 млрд. рублей. Всего в 2018 году органами Фонда исполнено 3,63 млн. заявок или 97,9% от поступивших. В целом в 2018 году инвалидам было выдано 371,8 млн. единиц всех видов изделий, что позволило обеспечить 1 092,4 тыс. человек или 90,4%.

Остаток средств на 1 января 2019 года составил 416,6 млн. рублей (за счет экономии в ходе конкурсных процедур и по причине расторжения отдельных государственных контрактов) и используется в 2019 году на те же цели.

По данным Счетной палаты Российской Федерации по сравнению с 2017 годом произошло общее снижение количества судебных процессов, связанных с вопросами обязательного социального страхования, обеспечения отдельных категорий граждан санаторно-курортным лечением и техническими средствами реабилитации на 24,1% (с 228 судебных исков в 2017 году до 173 судебных исков в 2018 году).

Расходы на содержание аппаратов органов управления Фонда в 2018 году составили 23,9 млрд. рублей или 97,2% от ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью, и 3,4% от общих расходов Фонда и сохранились на уровне 2017 года.

По Центральному аппарату Фонда Счетной палатой Российской Федерации отмечается:

отдельные нарушения в организации и проведении конкурсных процедур, размещении заказов на товары и услуги;

недостаточный уровень контроля за деятельностью центров реабилитации в части осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства (по центрам реабилитации инвестиционная программа выполнена на 23,7%, при этом не введен в эксплуатацию ни один из 6 запланированных объектов).

Комитет отмечает наличие проблем в работе Фонда, требующих решения в будущем:

требует совершенствования механизм финансового обеспечения и выдачи путевок льготным категориям граждан на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно;

необходимо усовершенствовать систему расчетов тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний путем приближения размеров тарифов к эквивалентным затратам страхователей на страховое обеспечение пострадавших на производстве.

Недостоверной информации в отчете об исполнении бюджета Фонда за 2018 год Счетной палатой Российской Федерации не выявлено. Федеральным казначейством отчетность Фонда признана соответствующей установленным нормам в части объемов, форм и сроков предоставления.

В целом, на финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств Фондом израсходовано 607,6 млрд. рублей, что составляет 86,5% от всех его расходов. Указанные расходы исполнены на 94,5% к Закону и увеличились в сравнении с 2017 годом на 4,8%.

В 2018 году Фонд обеспечил выполнение всех возложенных на него обязательств по двум видам обязательного социального страхования и делегированным государственным функциям.

В своем заключении Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует одобрить Федеральный закон.

Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2018 год», принятый Государственной Думой.

 

 

 

Председатель Комитета В.В. Рязанский