Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О специальной оценке условий труда“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 17 декабря 2019 года.

Проект Федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации 6 августа 2019 года, 16 октября 2019 года принят в первом чтении, 10 декабря 2019 года – во втором чтении и 17 декабря 2019 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.

Федеральный закон разработан в целях совершенствования механизма реализации контроля за порядком осуществления специальной оценки условий труда с учетом мониторинга правоприменительной практики Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426 –ФЗ).

Федеральным законом вносятся изменения в отдельные статьи Федерального закона № 426-ФЗ. Работодателю предоставляется право требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее – информационная система учета). В случае наличия замечаний и возражений работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленных в письменном виде, работодатель вправе будет принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда.

Федеральным законом устанавливается дополнительный механизм контроля за передачей сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета, предусматривающий присвоение идентификационного номера для предстоящей специальной оценки условий труда.

Федеральным законом уточняется порядок проведения специальной оценки условий труда и организация подготовки к ней, корректируется порядок исчисления срока для ее проведения на рабочем месте, а также устанавливается срок для направления организацией, проводящей специальную оценку условий труда (далее – организация, организации), уведомления работодателю о передаче отчета в информационную систему учета.

Кроме того, на организацию возлагается обязанность передавать в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно — правовому регулированию в сфере труда (далее — Минтруд России), сведения о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации и об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. По результатам рассмотрения поступивших сведений, в случае несоблюдения установленных Федеральным законом требований, деятельность таких организаций может быть приостановлена до момента устранения выявленных нарушений.

Федеральным законом устанавливается возможность осуществления экспертизы качества специальной оценки условий труда по заявлениям органов исполнительной власти, а также по представлениям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору). Федеральным законом вводится норма об обязательности результатов этой экспертизы и результатов рассмотрения разногласий по вопросам ее проведения для всех участников специальной оценки условий труда. При этом обязанность по передаче результатов рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и результатам ее проведения возлагается на Минтруд России.

Федеральный закон вступает в силу — с 1 января 2020 года.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О специальной оценке условий труда“, принятый Государственной Думой.