Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной социальной помощи“ и статью 3 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „Об актах гражданского состояния“

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной социальной помощи“ и статью 3 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „Об актах гражданского состояния“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 12 декабря 2019 года.

Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу 5 апреля 2019 года депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, И.Х. Зиннуровым, И.В. Станкевичем и другими с наименованием «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной социальной помощи“. Федеральный закон принят 24 июля 2019 года в первом чтении, 10 декабря 2019 года во втором чтении и 12 декабря 2019 года в целом. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.

Федеральный закон дополняет Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» новой статьей, согласно которой гражданам предоставляется право получать персонифицированную информацию, сформированную в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, о правах на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, об иных социальных гарантиях и выплатах, а также об условиях их назначения и предоставления (далее – социальные льготы). Информацию о социальных льготах граждане смогут получать тремя способами:

— с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (далее — портал государственных услуг) посредством направления им уведомления;

— с использованием выделенного телефонного номера (бесплатно);

— при личном посещении органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих социальные льготы, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — при личном посещении).

Федеральный закон возлагает на Правительство Российской Федерации полномочие по установлению порядка информирования граждан о правах на получение социальных льгот, а также об условиях их назначения и предоставления.

Кроме того, Федеральный закон вносит изменение в Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об актах гражданского состояния“ в части продления до 31 декабря 2020 года срока предоставления органам социальной защиты населения сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния и о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Комитет отмечает, что Федеральный закон направлен на совершенствование механизма получения гражданами информации о правах на социальные льготы, что будет способствовать повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. С 1 декабря 2020 года вступят в силу положения об информировании граждан с использованием портала государственных услуг, с 1 июля 2021 года – с использование выделенного телефонного номера, с 1 января 2022 года – при личном посещении.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (комитеты-соисполнители) рекомендуют Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной социальной помощи“ и статью 3 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „Об актах гражданского состояния“, принятый Государственной Думой.