Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее-Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 ноября 2019 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2019 года и был принят 23 октября 2019 года в первом чтении, 19 ноября 2019 года во втором чтении и 21 ноября 2019 года в третьем чтении.
Федеральным законом утверждается бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, разработанный на основе параметров прогноза социально — экономического развития Российской Федерации, подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации (базовый вариант), и ожидаемых итогов исполнения бюджета Фонда за 2019 год.
При расчете основных параметров бюджета Фонда были использованы следующие показатели:
показатели | 2020 год | 2021 год | 2022 год |
фонд заработной платы (млрд. руб.) | 25 909 | 27 591 | 29 545 |
номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника (руб.) | 48 942 | 51 904 | 55 295 |
предельная величина базы для начисления страховых взносов (тыс. руб.) | 912,0 | 968,0 | 1031, 0 |
индекс потребительских цен (в %) | 103,0 | 104,0 | 104,0 |
темп роста рождаемости (высокий вариант) | 1,0439 (число родившихся 1 587,6 тыс. чел) | 0,9999 (число родившихся 1 587,5 тыс. чел) | 0,9980 (число родившихся 1 584,4 тыс. чел) |
В 2020 прогнозируется профицит бюджета Фонда в объеме 23,5 млрд. рублей; в 2021 году — дефицит в объеме 10,3 млрд. рублей и в 2021 году — профицит в объеме 62,5 млрд. рублей.
Комитет обращает внимание, что в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством образуется дефицит: в 2020 году – 14,4 млрд. рублей; в 2021 году — 52,8 млрд. рублей; а в 2022 году планируется профицит — 11,6 млрд. рублей.
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний остается профицитным, и профицит стабильно увеличивается: в 2020 году — 37,9 млрд. рублей; в 2021 году — 42,5 млрд. рублей; в 2022 году — 50,9 млрд. рублей.
В целом, остатки бюджета Фонда в 2020–2022 годах по состоянию на 31 декабря составят соответственно: 255,7 млрд. рублей, 245,4 млрд. рублей, 307,9 млрд. рублей. Указанные тенденции свидетельствуют о необходимости коррекции тарифной политики и политики расходов Фонда.
Комитет также отмечает, что в качестве источника финансирования дефицита бюджета Фонда по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 году планируется использовать остаток средств по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что не согласуется с задачами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и с природой страховых взносов по данному виду страхования, которые уплачиваются страхователями, исходя из класса профессионального риска, с учетом уровня производственного травматизма, профессиональных заболеваний и расходов на обеспечение по страхованию.
Данные о доходах и расходах по видам страхования представлены в таблице:
Показатели (млрд. рублей)
| 2020 год | 2021 год | 2022 год |
проект | проект | проект | |
доходы – всего
| 811,6
| 821,1
| 936,5
|
расходы – всего
| 788,1
| 831,4
| 873,96
|
профицит /дефицит
| +23,5
| −10,3
| +62,5
|
Указанные параметры рассчитаны, исходя из следующих особенностей:
— предусмотрено завершение перехода всех субъектов Российской Федерации от зачетного принципа на «прямые» выплаты пособий территориальными органами Фонда до 1 января 2021 года и с учетом этого учтено погашение кредиторской задолженности перед страхователями;
— увеличена стоимость «родового сертификата» с 11 до 12 тыс. рублей в части оплаты услуг женщинам в период беременности по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи;
— по сравнению с 2019 годом объем средств федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно — ортопедическими изделиями увеличен на 4,5 млрд. рублей и составил 33,3 млрд. рублей ежегодно;
— впервые за последние годы в бюджете Фонда утверждается объем трансферта из федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда к месту лечения и обратно в объеме 5,5 млрд. рублей ежегодно;
— в 2020–2022 годах предусматриваются бюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в объемах: 4,3 млрд. рублей; 4,6 млрд. рублей и 4,9 млрд. рублей соответственно. На обеспечение сбалансированности бюджета Фонда межбюджетные трансферты из федерального бюджета не предусмотрены;
— в соответствии с законодательно принятым решением Фонд не будет самостоятельно размещать средства страхового резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эта функция закреплена за Федеральным казначейством в связи с возможностью более широкого использования финансовых инструментов и, как следствие, увеличением размера дохода бюджета Фонда;
— впервые предусмотрены средства из федерального бюджета: в 2020 году – 71,2 млн. рублей; в 2021 году – 74,1 млн. рублей; в 2022 году – 77,1 млн. рублей на выплату капитализированных повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (для должника — на день отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитной организацией) по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Источником финансового обеспечения таких платежей являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в случае перехода обязательств должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации.
Доходная часть бюджета Фонда на 2020 год сформирована с сохранением тарифа в размере — 2,9% по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также с учетом сохранения на 2020–2022 годы пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков.
Доля застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы определена в едином размере на три года и составляет 82,7 %, а для иностранных граждан, работающих в Российской Федерации, — 100%.
Коэффициент сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусмотрен в размере 0,9993 на три года (в 2019 году был 0,9973).
Коэффициент сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрен 0,991 на три года (в 2019 году был 0,9826).
Доходы бюджета Фонда по видам социального страхования утверждаются в следующих объемах:
в 2020 году: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 604,4 млрд. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 146,6 млрд. рублей;
в 2021 году: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 604,8 млрд. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 155,4 млрд. рублей;
в 2022 году: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 707,0 млрд. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 168,1 млрд. рублей.
В 2020 – 2022 годах бюджету Фонда утверждаются трансферты из федерального бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий в следующих объемах по годам: 43,99 млрд. рублей; 44,3 млрд. рублей; 44,7 млрд. рублей соответственно.
Предусмотрены средства, передаваемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2020–2022 годах на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, медицинской помощи, услуг, оказанных женщинам в период беременности, медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение в первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанной организации, в объемах соответственно по годам: 16,67; 16,67; 16,63 млрд. рублей, с учетом изменения стоимости «родового сертификата».
Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечивают все расходные обязательства Фонда по данному виду страхования. Страховые тарифы установлены в тех же размерах, которые действовали в предшествующие годы, при этом средневзвешенный тариф по видам экономической деятельности планируется — 0,50 % на три года.
Расходы бюджета Фонда в 2020 году утверждаются в сумме 788,1 млрд. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 618,7 млрд. рублей (78,5% от общих расходов); по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 108,7 млрд. рублей (13,8% от общих расходов).
В расходной части бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования для исполнения всех действующих социальных обязательств с учетом индексации пособий и выплат.
В соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральным законом утверждается объём бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств: в 2020 году – 676,7 млрд. рублей; в 2021 году – 718,3 млрд. рублей; в 2022 году – 759,5 млрд. рублей.
Для обеспечения расходных обязательств государства в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» для застрахованных граждан в 2020 году Федеральным законом предусматриваются бюджетные ассигнования на выплату пособий по временной нетрудоспособности в сумме 298,7 млрд. рублей на оплату 305,95 млн. дней.
Расходы на выплату пособий по беременности и родам в 2020 году утверждаются в сумме 127,4 млрд. рублей, с учетом оплаты 125,8 млн. дней.
Для обеспечения расходных обязательств государства в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» для застрахованных граждан в 2020 году предусматриваются бюджетные ассигнования с учетом коэффициента индексации пособий с 1 февраля в размере 1,038:
— на оплату 1 028,7 тыс. единовременных пособий при рождении ребёнка в сумме 20,5 млрд. рублей (размер пособия с 1 февраля составит 18 143,96 рубля);
— на оплату 13 426,15 тыс. ежемесячных пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет в сумме 156,7 млрд. рублей. При этом минимальный размер пособия по уходу за первым ребёнком с 1 февраля составит 3 401,99 рубль, по уходу за вторым и последующими детьми — 6 803,98 рубля.
— на оплату 700,0 тыс. единовременных пособий женщинам, вставшим на учёт в медицинские учреждения на ранних сроках беременности, предусмотрено 522,3 млн. рублей (размер пособия с 1 февраля составит 680,4 рублей).
В 2020 году Федеральным законом предусмотрены средства на выплату 77,7 тыс. социальных пособий застрахованным гражданам в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в сумме 525,9 млн. рублей, исходя из размера пособия с 1 февраля – 6 172,44 рубля с учетом коэффициента индексации на индекс потребительских цен 1,038.
В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2020 году Федеральным законом устанавливаются следующие показатели с учетом индексации с 1 февраля:
— максимальный размер ежемесячной страховой выплаты — 80 220,65 рублей;
— сумма, из которой исчисляется единовременная страховая выплата застрахованным гражданам — 104 331,76 рубль.
Расходы на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию пострадавших, а также предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в рамках подпрограммы «Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №296, в 2020 году планируются в сумме 28,6 млрд. рублей (в 2019 году — 28,5 млрд. рублей), в том числе на предупредительные меры — 17,2 млрд. рублей, а на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию – 11,4 млрд. рублей (в том числе на обеспечение государственного задания центрам реабилитации, подведомственным Фонду, — 4,1 млрд. рублей).
Комитет обращает внимание, что в данном Федеральном законе не реализовано замечание Счетной палаты Российской Федерации относительно необходимости усовершенствования системы расчетов страховых тарифов путем приближения их размеров к эквивалентным затратам страхователей на страховое обеспечение пострадавших на производстве.
Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов в 2020 году составят 25,4 млрд. рублей, их доля в общих расходах планируются на уровне – 3,2% (в 2019 году было 3,3%) с учетом повышения оплаты труда сотрудников на 3,0% с 1 октября.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона предусмотрено право Фонда направлять бюджетные ассигнования на оказание медицинских услуг работникам Фонда.
Средства федерального бюджета предусматриваются на выполнение следующих государственных полномочий в 2020 году:
— на выплату пособий работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний – 14,6 млн. рублей;
— на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами в сумме около 5 млрд. рублей;
— на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно — ортопедическими изделиями-33,3 млрд. рублей, в том числе на административные расходы-980,4 млн. рублей.
Статьей 5 Федерального закона предусматриваются особенности использования бюджетных ассигнований бюджета Фонда в сфере социальной политики (это касается межбюджетных трансфертов бюджету Фонда на выполнение государственных функций).
В целом объем ассигнований бюджета Фонда, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств перед гражданами, в его общих расходах в 2020 году составит 676,7 млрд. рублей или 85,9%.
Федеральным законом предусмотрен особый порядок вступления в силу его положений: с 1 января 2020 года.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой действующего федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из изложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», принятый Государственной Думой.