Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»

 

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 19 октября 2021 года.

Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 25 мая 2021 года и принят 19 октября 2021 года.

Поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.

Федеральным законом по результатам деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) в 2020 году утверждается отчет и показатели по исполнению Федерального закона от 2 декабря 2019 года № 384-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Закон).

По доходам бюджет Фонда в 2020 году исполнен в сумме 903,4 млрд рублей или на 111,3% от бюджетных назначений, что на 17,2% больше, чем в 2019 году.

Расходы Фонда в 2020 году составили 1038,8 млрд руб. (131,8% к бюджетным назначениям и 94,3% от ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью), что выше по отношению к 2019 году на 40,7%.

В целом бюджет Фонда за 2020 год исполнен с дефицитом в объеме 135,4 млрд рублей (при запланированном профиците в объеме 23,5 млрд рублей).

При этом по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, дефицит составил −212,2 млрд рублей (был запланирован дефицит −14,4 млрд рублей), а по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний профицит составил 35,2 млрд рублей (было запланировано 37,9 млрд. рублей).

В течение 2020 года изменения в Закон не вносились. В сводную бюджетную роспись изменения вносились 102 раза на сумму 342,8 млрд рублей, при этом 6,8% от общей суммы составили изменения, связанные с экономией бюджетных средств.

Комитет отмечает следующие особенности исполнения бюджета Фонда за 2020 год:

1. Работа Фонда в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, включая введенные ограничения, что повлекло участие Фонда в обеспечении дополнительных мер социальной поддержки граждан и отразилось на исполнении плановых показателей его бюджета в части: оплаты «больничных листов» гражданам, находящимся на карантине в связи с прибытием из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой и гражданам в возрасте 65 лет и старше, находящимся на самоизоляции; осуществлении дополнительных выплат медицинским и социальным работникам, финансовом обеспечении приобретения средств индивидуальной защиты в рамках предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Также по этой причине произошло существенное увеличение – на 44,4% числа выплат пособий по временной нетрудоспособности.

2. Продолжилась тенденция последних лет по снижению численности страхователей, состоящих на учете в Фонде (в 2020 году уменьшилась на 302 тыс. единиц или на 6,7% и составила 4,17 млн, из них представили отчетность 79,5%).

3 Снижение числа выплат пособий, связанных с материнством в связи с продолжающейся тенденцией снижения рождаемости. В 2020 году снижение рождаемости составило 9,6% (или на 151,8 тыс. человек меньше) по сравнению с прогнозным показателем, что существенно повлияло на исполнение всех показателей по выплатам указанных пособий.

4. Продолжилась тенденция снижения числа страховых несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По сравнению с 2019 годом их число сократилось на 18,6%.

5. К пилотному проекту по переходу от «зачетного механизма» на прямые выплаты присоединились 18 территориальных органов Фонда. Всего в 2020 году в пилотном проекте участвовали 77 региональных отделений Фонда.

Фактическая численность сотрудников Фонда за 2020 год составила 26825 человек или 81,7% от планового показателя. Аналогичный показатель в региональных отделениях Фонда – 26 180 человек или 81,9% от плана. Заработная плата сотрудникам Фонда в 2020 году индексировалась на 1,03.

По состоянию на 1 января 2021 года в целом сложилась кредиторская задолженность Фонда перед страхователями в объеме 137,4 млрд рублей, что на 44,4 млрд рублей (47,7%) больше чем в 2019 году, что связано, в том числе, с работой в условиях пандемии. Эта сумма подлежит возмещению страхователям в 2021 году.

В составе доходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учтена кредиторская задолженность Фонда перед страхователями в части превышения ими расходов над суммой начисленных страховых взносов в размере 43,1 млрд рублей.

Кроме того, в доходы зачислено 9,6 млн рублей (что на 6,1 млн рублей меньше, чем в 2019 году) по статье «Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам», а также налоги на совокупный доход в сумме 1,4 млн рублей (на 3,2 млн рублей меньше, чем в 2019 году).

Наибольшую долю в структуре доходов Фонда составляют страховые взносы – 693,6 млрд рублей (76,8%), что на 21,1 млрд рублей (или 3%) меньше, чем в 2019 году.

В их числе доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 559,6 млрд рублей (91%) к бюджетным назначениям, что на 23,8 млрд рублей (4,1%) меньше по сравнению с 2019 годом.

Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступили в сумме 138,6 млрд рублей или 94,6% от назначений, предусмотренных Законом, и выросли по сравнению с 2019 годом на 3,6 млрд рублей или на 2,6%.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимку, пени и штрафы, которые зачислены в доход, составили 134,1 млрд рублей или 100,2% от бюджетных назначений, и выросли к уровню 2019 года на 2%. Рост обусловлен увеличением фонда оплаты труда, на который начисляются страховые взносы на 26,9 млрд. рублей или на 2% к показателю, учтенному в расчетах к Закону.

Коэффициент полноты сбора страховых взносов по данному виду страхования фактически составил 0,977, что на 0,014 ниже планового показателя. Средний по видам экономической деятельности тариф страховых взносов составил 0,50%, что соответствует плановому тарифу.

В 2020 году в доход бюджета Фонда от размещения страхового резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, который размещался Федеральным казначейством, поступило 3,19 млрд рублей, или 26,2% от запланированных. Это связано с отзывом страхового резерва из Федерального казначейства в объеме 160,8 млрд рублей, который был направлен на покрытие дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособностью и в связи с материнством в соответствии с Законом.

Доходы от поступления сумм штрафов, санкций и возмещение ущерба за нарушение законодательства Российской Федерации в Фонд – 132,6 млн рублей, что на 36,6 % меньше запланированных.

Капитализированные платежи ликвидируемых предприятий составили 537,6 млн рублей или 137,8% от предусмотренных планом, а прочие поступления составили 123,6 млн рублей, включая добровольные страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме – 121,9 млн рублей.

Комитет отмечает продолжающуюся тенденцию роста недоимки по страховым взносам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая увеличилась на 735,4 млн рублей или на 8,4%. Доля недоимки в общем объеме по страхователям, находящимся в процедуре банкротства составила 63,2%.

Объем средств, перечисленных бюджету Фонда от других бюджетов бюджетной системы, составили 162,4 млрд рублей, в том числе: перечисления средств федерального бюджета бюджету Фонда составили 43,9 млрд. рублей в связи с исполнением государственных функций и на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов 4,3 млрд рублей; межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования перечислены в сумме 13,6 млрд рублей, из резервного фонда Правительства Российской Федерации на обеспечение выплат, связанных с мерами по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекцией в сумме 100,5 млрд рублей.

В 2020 году были оплачены услуги по медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе в период беременности 1,2 млн женщин (в том числе оказание правовой, психологической и медико-социальной помощи — 281,6 тыс. женщин); в период родов и послеродовый период – 1,3 млн. женщин; по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни предоставлено 1,5 млн услуг. Остаток средств в сумме 1,6 млрд рублей направлен в 2021 году на эти же цели.

Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили – 819,6 млрд руб. (132,5% к показателям Закона).

На выплату всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством было направлено 805,6 млрд рублей, что составило 98,3% от всех расходов Фонда по данному виду страхования (с увеличением к 2019 году на 41,3%). При этом расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности по этому виду страхования составили 510,8 млрд рублей (171% от бюджетных назначений и 98,3% к бюджетной росписи), что выше уровня 2019 года на 83,2%.

Относительно 2019 года число оплаченных дней по временной нетрудоспособности в 2020 году увеличилось на 185,7 млн дней, также увеличилась продолжительность одного случая временной нетрудоспособности с 11,35 до 12,50 дней.

Расходы, связанные с материнством, которые осуществляются за счет собственных средств Фонда, увеличились по сравнению с 2019 годом на 1,1% и составили 294,3 млрд рублей или 96,5% к показателям Закона, что обусловлено значительным снижением рождаемости на 151,8 тыс. человек по данным Росстата (или на 9,6%) по отношению к прогнозному показателю.

Расходы Фонда на выплату пособий по беременности и родам составили 118,4 млрд рублей (92,9% от бюджетных назначений Закона и 99,4% к бюджетной росписи), при этом произошло увеличение среднедневного размера пособия на 71,92 рубля по сравнению с 2019 годом, который составил 998,34 рубля.

Пособия по этому виду страхования в 2020 году были проиндексированы в 1,03 раза.

Расходы на оплату стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплату пособий на погребение произведены в объеме 0,56 млрд рублей, что составляет 107,0% от бюджетных назначений. Средний размер пособия за 2020 год составил 6 579,22 рублей (с увеличением по сравнению с 2019 годом на 128,31 рубля).

Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами составили
4,7 млрд рублей или 95,1% к показателям Федерального закона и 96,2 % к бюджетной росписи, со снижением к 2019 году на 1% Не исполнение плановых показателей по данной статье бюджета обусловлено уменьшением на 195,3 тыс. числа оплаченных дней.

Расходы, произведенные Фондом на выплату пособий за счет средств, передаваемых его бюджету из федерального бюджета, составили 125,7 млн рублей или 94,4%, что выше уровня 2019 года на 33,2% и обеспечили 100% обратившихся за пособиями.

Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 103,5 млрд рублей, что на 4,8% ниже показателей, утвержденных Законом и бюджетной росписью (по отношению к 2019 году расходы выросли на 2,8%) в том числе:

на оплату пособий по временной нетрудоспособности – 2,6 млрд рублей или 85,0% от показателей Закона и бюджетной росписи, что ниже показателей 2019 года на 5,4% (объясняется фактическим уменьшением числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности на 377,5 тыс. дней или 14,2%);на единовременные страховые выплаты израсходовано 2,1 млрд рублей или 131,5% от показателей Закона и 97,1% от бюджетной росписи, при этом, по сравнению с 2019 годом, расходы на выплаты увеличились на 29,6%;

на обеспечение 4,9 млн ежемесячных страховых выплат — 59,9 млрд рублей или 95,6% к показателям Закона и 96,6% к бюджетной росписи, при этом средний размер степени утраты профессиональной трудоспособности снизился к 2019 году на 0,4% и составил — 40,2%.

В 2020 году продолжилась устойчивая тенденция последних лет по снижению численности пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Количество страховых случаев в 2020 году снизилось на 18,6% по сравнению с 2019 годом и составило 32 194.

Объемы финансирования по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части медицинской, социальной и профессиональной реабилитаций пострадавших, обеспечения мер по сокращению производственного травматизма увеличились по сравнению с 2019 годом на 7,1% и составили 23,2 млрд рублей или 94,5% от показателей Закона и бюджетной росписи.

В 2020 году восстановили трудоспособность и возвратились к труду без установления стойкой утраты трудоспособности более 50% от числа пострадавших и получивших лечение непосредственно после тяжелых несчастных случаев за счет средств по этому виду страхования и расходы на эти цели составили 601,5 млн рублей, что на 20,2% меньше чем в 2019 году.

Комитет отмечает, что в 2020 году до центров реабилитации, подведомственных Фонду, были доведены государственные задания на оказание услуг по медицинской реабилитации и по санаторно-курортному лечению 1157 пострадавшим от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в объеме 1170 тыс. койко-дней, которые были исполнены соответственно на 98,9% и 97,3% (1144 человек и 1139 тыс. койко-дня).

На обеспечение предупредительных мер за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2019 году было направлено 17,1 млрд рублей или 96,9% от назначений, предусмотренных бюджетной росписью, что на 17,9% больше, чем в 2019 году.

В целях сохранения здоровья работающих граждан, а также предупреждения распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции в 2020 году перечень предупредительных мер был расширен мероприятиями по приобретению средств профилактики и защиты от новой коронавирусной инфекции для всех работников предприятий и обеспечения безопасности для всех работников, независимо от условий труда на их рабочих местах, а также проведению лабораторного обследования работников на наличие новой коронавирусной инфекции.

Комитет отмечает, что на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан, включая проезд к месту лечения и обратно, израсходованы средства в объеме 4,2 млрд рублей или 75,7% от бюджетной росписи. Остаток средств, в сумме 1,4 млрд рублей (включая возврат неиспользованных средств в объеме 5,2 млн рублей), используется на те же цели в 2021 году. Всего Фондом было выдано 136,2 тыс. путевок, что на 29,4 тыс. путевок меньше чем в 2019 году, при этом обеспеченность льготных категорий граждан путевками снизилась с 21,7% в 2019 году до 19,8% в 2020 году.

Основной причиной образования остатка средств в 2020 году является введение на территории Российской Федерации ограничительных мер, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции, в том числе приостановление обеспечения граждан льготных категорий путевками на санаторно-курортное лечение.

В 2020 году Фонд осуществлял полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в 84 субъектах Российской Федерации и в городе Байконуре. Фактические расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за счёт средств федерального бюджета и с учетом остатка неиспользованных средств в 2019 году (0,3 млрд рублей) составили 32,2 млрд рублей, что составляет 98,7% к показателям бюджетной росписи, при этом административные расходы составили 0,95 млрд рублей. Всего в 2020 году органами Фонда принято заявок на 415 млн единиц технических средств. В целом в 2020 году инвалидам было выдано 410 млн единиц всех видов изделий, что позволило обеспечить 1110,2 тыс. человек или 98,8% от числа поступивших заявок (в 2019 году – 98,5%).

Остаток средств на 1 января 2021 года составил 453,2 млн рублей (в основном в связи с ограничительными мерами, вызванными распространением новой коронавирусной инфекции) и используется на те же цели.

Расходы Фонда по осуществлению дополнительных выплат за счет средств федерального бюджета отдельным категориям граждан произведены в следующих объемах:

13,9 млрд рублей (183,1 тыс. случаев) на дополнительные страховые гарантии медицинским работникам при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях распространения коронавирусной инфекции (Указ Президента Российской Федерации № 313 от 6 мая 2020 года «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников»);

44,4 млрд рублей (1919,4 тыс. выплат) медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с COVID-19 в рамках мер социальной поддержки (постановление Правительства Российской Федерации № 1762 от 30 октября 2020 года);

1,9 млрд рублей (106, 3 тыс. выплат) работникам организаций социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам с COVID-19 в рамках мер социальной поддержки (постановление Правительства Российской Федерации № 1859 от 18 ноября 2020 года).

Расходы на обеспечение деятельности органов управления Фонда в 2020 году составили 24,6 млрд рублей или 97,1% от ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью, или 2,4% от общих расходов Фонда, что на 0,8 процентных пункта ниже, чем в 2019 году.

Счетной палатой Российской Федерации отмечается низкое освоение бюджетных назначений на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (74,3% к бюджетным назначениям и 59,2% к показателям бюджетной росписи), а также отсутствие расходов на реализацию прикладных научных исследовательских работ в области социальной политики (было запланировано 25,56 млн рублей).

Комитет отмечает, что Фондом последовательно предпринимаются меры по исполнению замечаний Счетной палаты Российской Федерации. Так, Фонд совместно с Минтрудом России подготовил постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2021 года № 892 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу пунктов 13 и 14 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1948» (вступило в силу 25 июня 2021 года), согласно которому в качестве обязательного условия для принятия решения о бюджетных инвестициях и решения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства является наличие актуальной утвержденной проектной документации на день подготовки проекта решения, а в случае отсутствия такой документации включение расходов только на подготовку проектной документации.

Одновременно внесены изменения, позволяющие заключать отдельное соглашение о предоставлении субсидии в целях разработки проектной документации и отдельное соглашение о предоставлении субсидии в целях выполнения строительно-монтажных работ после подготовки и утверждения проектной документации.

Кроме того, подготовлены проекты нормативных актов Правительства Российской Федерации, предусматривающие изменения отдельных норм обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ежемесячные выплаты на посторонний бытовой уход, на постоянный специальный медицинский уход, а также по оплате проезда к месту лечения и обратно в купейном вагоне).

Комитет обращает внимание на наличие проблем в работе Фонда, требующих решения в будущем:

требуется усовершенствовать систему расчетов тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний путем приближения размеров тарифов к эквивалентным затратам страхователей на страховое обеспечение пострадавших на производстве;

требует совершенствования механизм финансового обеспечения и выдачи путевок льготным категориям граждан на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно.

Недостоверной информации в отчете об исполнении бюджета Фонда за 2020 год Счетной палатой Российской Федерации не выявлено. Федеральным казначейством отчетность Фонда признана соответствующей установленным нормам в части объемов, форм и сроков предоставления.

В целом, на финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств Фондом израсходовано 889,0 млрд рублей, что составляет 85,6% от всех его расходов. Указанные расходы исполнены на 131,4% к Закону и увеличились в сравнении с 2019 годом на 39,3%.

В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки в 2020 году Фонд обеспечил выполнение всех возложенных на него обязательств по двум видам обязательного социального страхования и отдельным государственным полномочиям.

В своем заключении Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства. Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует одобрить Федеральный закон.

Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год».

 

 

 

Председатель Комитета И.Ю. Святенко