Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

 

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 18 ноября 2021 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 30 сентября 2021 года и принят 11 ноября 2021 года в первом чтении, 17 ноября 2021 года – во втором чтении и 18 ноября 2021 года – в третьем чтении. В ходе рассмотрения в Государственной Думе проекта Федерального закона во втором чтении принята поправка сенаторов Российской Федерации.

Федеральным законом в целях увеличения поступления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации предусматривается внесение в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) изменений, касающихся налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, государственной пошлины, налога на добычу полезных ископаемых, системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), упрощенной системы налогообложения, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, страховых взносов.

В частности, по аналогии с действующей редакцией пункта 6.1 статьи 217 Налогового кодекса, предусматривающей освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц доходов, получаемых в виде грантов, премий и призов в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных некоммерческими организациями за счет грантов Президента Российской Федерации в соответствии с условиями договоров об их предоставлении таким некоммерческим организациям, Федеральным законом предусматривается освобождение от налогообложения вышеуказанных доходов, получаемых от некоммерческих организаций, учрежденных в соответствии с указами Президента Российской Федерации, и от учрежденных ими некоммерческих организаций, предоставленных не только за счет грантов Президента Российской Федерации, но также за счет иных источников.

Кроме того, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц: доходы в виде призов в денежной и натуральной формах, полученные налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в рамках стимулирующих мероприятий для граждан, принявших участие в вакцинации от новой коронавирусной инфекции; доходы, возникающие в связи с выполнением мероприятий в целях догазификации населенных пунктов до границ земельных участков, принадлежащих налогоплательщикам; доходы в виде оплаты труда работников в размере не превышающем 12 792 рублей, выплаченные работодателями, получившими субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в целях частичной компенсации их затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней в октябре и ноябре 2021 года, а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции. Эти же суммы выплат работникам указанных организаций не подлежат обложению страховыми взносами.

Также Федеральным законом снижается с 5 млн рублей до 500 тысяч рублей объем инвестиций для резидентов свободного порта Владивосток, позволяющий применять пониженные тарифы страховых взносов.

Федеральным законом отменяется условие о минимальном сроке владения объектом недвижимого имущества (кадастровой стоимостью не более 50 миллионов рублей) при его продаже в целях освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц со средств, вырученных от продажи, в случае, если налогоплательщик и (или) его супруг (супруга) являются родителями (усыновителями) не менее двух детей, не достигших возраста 18 лет (24 лет, если дети являются обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность), или если налогоплательщиком является один из указанных детей; а также, если в этом же периоде приобретается иное жилое помещение с большей общей площадью (и долей налогоплательщика не более 50 процентов) или большей кадастровой стоимостью.

В связи с принятием Федерального закона от 30 апреля 2021 года
№ 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ и статьи 12 и 22 Федерального закона „О лицензировании отдельных видов деятельности“, предусматривающего урегулирование вопросов проведения диагностических исследований in vitro с применением изготовляемых в медицинской организации незарегистрированных медицинских изделий, Федеральным законом устанавливаются размеры государственной пошлины за предоставление, переоформление и подтверждение разрешения на применение незарегистрированного медицинского изделия для диагностики in vitro, а также за проведение экспертиз его качества, безопасности и эффективности.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается увеличение размеров государственной пошлины, уплачиваемой при совершении федеральным уполномоченным органом власти действий, связанных с осуществлением государственной регистрации лекарственных препаратов и лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственного средств в рамках Евразийского экономического союза; а также с осуществлением регистрации медицинских изделий и биомедицинских клеточных продуктов, в связи с увеличением издержек по осуществлению данных юридически значимых действий.

Федеральным законом устанавливаются особенности уплаты транспортного налога на федеральной территории «Сириус». Освобождаются от его уплаты за одно зарегистрированное на указанной территории транспортное средство Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, Герои Кубани, Герои труда Кубани; ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий; физические лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастроф и ядерных испытаний; инвалиды I и II групп; многодетные родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей; один из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида; а также организации и физические лица, имеющие автомобили, оснащенные исключительно электрическими двигателями мощностью до 150 лошадиных сил включительно.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Положения о новых размерах государственной пошлины вступают в силу с 1 января 2022 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона.

Действие положений, касающихся освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц, распространяется на доходы, полученные начиная с налогового периода 2021 года.

Действие положений о необложении страховыми взносами выплат в пользу работников распространяется на выплаты, произведенные начиная с расчетного периода 2021 года.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», принятый Государственной Думой.

 

 

 

Председатель Комитета И.Ю. Святенко