Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 ноября 2021 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 30 сентября 2021 года и принят Государственной Думой 28 октября 2021 года в первом чтении, 23 ноября 2021 года – во втором чтении и 24 ноября 2021 года – в третьем чтении. Поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.

Федеральный закон утверждает бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее по тексту – Фонд, бюджет Фонда) на предстоящий трехлетний финансовый период 2022 – 2024 годов, составленный на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
до 2024 года по базовому варианту, подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации.

Доходы бюджета Фонда планируются с учетом общеустановленного тарифа страховых взносов на 2022 – 2024 годы в размере 22 % в пределах взносооблагаемой базы и 10 % сверх нее. Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определена (с учетом ежегодной индексации с 1 января на темп роста среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций в Российской Федерации) нарастающим итогом с начала расчетного периода и составит в 2022 году – 1 566 тыс. рублей (в 2021 году – 1 465 тыс. рублей), в 2023 году – 1 668 тыс. рублей, в 2024 году – 1 778 тыс. рублей.

Для отдельных категорий плательщиков применены пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия, в том числе для плательщиков, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства.

Выпадающие доходы бюджета Фонда в связи с применением пониженных тарифов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2022 году в сумме 499,0 млрд рублей (в 2021 году – 478,01 млрд рублей), в 2023 году – 533,8 млрд рублей, в 2024 году – 570,2 млрд рублей.

В 2022 – 2024 годах, как и ранее в 2014 – 2021 годах, суммы страховых взносов в полном объеме направляются на финансирование страховых пенсий (»мораторий» на финансирование накопительной пенсии).

Трансферт федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование составит в 2022 году – 416,6 млрд рублей (в 2021 году – 427,61 млрд рублей), в 2023 году – 317,2 млрд рублей, в 2024 году – 107,2 млрд рублей.

Уплата страхового взноса в фиксированном размере (индивидуальные предприниматели, адвокаты и другие) просчитана дифференцировано: в случае если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 тыс. рублей фиксированный размер составляет 34 445 рублей; при превышении 300 тыс. рублей к фиксированному размеру добавляется еще 1 % от суммы дохода свыше 300 тыс. рублей, но не более восьмикратного фиксированного размера. Поступление страховых взносов на 2023 – 2024 годы определено исходя из фиксированного размера 36 723 рубля.

Расходы бюджета Фонда на 2022 – 2024 годы определены исходя из норм действующего законодательства с учетом: приостановления до 2025 года индексации страховых пенсий по инфляции и их увеличения на параметры, определенные Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»; индексации размеров социальной пенсии с 1 апреля по прогнозному индексу роста прожиточного минимума пенсионера (далее – ПМП) за предыдущий год; индексации с 1 февраля ежемесячных денежных выплат (далее – ЕДВ) отдельным категориям граждан в соответствии с индексом потребительских цен за предыдущий год; индексации размера материнского (семейного) капитала исходя из темпов роста инфляции. Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2022 год установлен в сумме 9 996,5 млрд рублей, на 2023 год – в сумме 10 410,9 млрд рублей и на 2024 год – в сумме 10 999,4 млрд рублей.

Вместе с тем, Комитет отмечает, что 18 ноября 2021 года на совещании по социальным вопросам Президентом Российской Федерации в целях повышения доходов, благосостояния, качества жизни людей дан ряд поручений: об увеличении величины прожиточного минимума опережающими инфляцию темпами и установлении ее в размере 12 654 рублей, в том числе ПМП – 10 882 рубля и, соответственно, увеличения зависимых от величины прожиточного минимума социальных выплат и пособий, федеральной социальной доплаты к пенсии; минимального размера оплаты труда; о подготовке в ближайшее время предложений по параметрам индексации пенсий для сохранения темпов индексации пенсий на уровень выше фактической инфляции.

В связи с этим, а также в целях устранения замечания Счетной палаты в части риска неосвоения средств на капитальные вложения на 2022 – 2024 годы в размере 1,5 млрд рублей, при рассмотрении проекта Федерального закона в Государственной Думе во втором чтении принята поправка о перераспределении бюджетных ассигнований в размере 250 млн рублей, в результате расходные обязательства на выплату страховых пенсий 38,8 млн пенсионеров (в 2021 году – 39,2 млн пенсионеров) составят в 2022 году 8 046,5 млрд рублей (в 2021 году – 7 764,7 млрд рублей), в 2023 году – 8 277,6 млрд рублей, в 2024 году – 8 685,4 млрд рублей.

Кроме того, Комитет обращает внимание, что в настоящее время также на исполнении находится поручение Президента Российской Федерации, данное на встрече с депутатами Государственной Думы восьмого созыва 12 октября 2021 года, о переходе на индексацию материнского (семейного) капитала уже с 2022 года не по прогнозной, а по фактической инфляции за предыдущий год.

Бюджет Фонда на 2022 – 2024 годы сформирован в условиях передачи Пенсионному фонду Российской Федерации полномочий на осуществление новых социальных выплат:

— ежемесячного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту их жительства (пребывания) или фактического проживания, в размере 50 % величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации;

— ежемесячного пособия на каждого ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет включительно семьям с единственным родителем таких детей или родителем (законным представителем) таких детей, в отношении детей которых предусмотрена уплата алиментов, со среднедушевым доходом на семью, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации, в размере 50 % величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации;

— государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами);

— единовременного пособия при всех формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью;

— единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

В условиях подготовки к предоставлению мер социальной поддержки в формате «Социальное казначейство» предусмотрены расходы на создание и внедрение единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере, осуществляемые за счет средств Фонда в 2022 году в сумме 3,0 млрд рублей, в 2023 году – 3,5 млрд рублей и в 2024 году – 4,4 млрд рублей.

Также в бюджете Фонда учтены следующие особенности:

— расходы на осуществление выплаты инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО);

— расходы на осуществление мер социальной поддержки, предоставляемых отдельным категориям граждан из числа военнослужащих и членов их семей и граждан, подвергшихся воздействию радиации;

— расходы на пенсионное обеспечение учитывают сохранение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, при выезде на новое место жительства за пределы сельской местности.

В расходах бюджета Фонда по накопительной составляющей учтены средства на выплату накопительной пенсии в 2022 году в сумме 3,8 млрд рублей, в 2023 году – 5,5 млрд рублей, в 2024 году – 7,2 млрд рублей; на осуществление срочной пенсионной выплаты в 2022 году – 1,2 млрд рублей, в 2023 году – 1,4 млрд рублей, в 2024 году – 1,6 млрд. рублей; на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений в 2022 году – 26,9 млрд рублей, в 2023 году – 25,8 млрд рублей, в 2024 году – 24,9 млрд рублей; на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в 2022 году – 5,7 млрд рублей, в 2023 году – 5,9 млрд рублей, в 2024 году – 6,1 млрд рублей.

Среднегодовой размер накопительной пенсии составит в 2022 году – 2 050 рублей, в 2023 году – 2 172 рубля, в 2024 году – 2 294 рубля.

Среднегодовой размер срочной пенсионной выплаты составит в 2022 году – 2 298 рублей, в 2023 году – 2 499 рублей, в 2024 году – 2 701 рубль.

На финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов предусмотрены расходы на 2022 год в сумме 125,4 млрд рублей (1,2 % от общих расходов бюджета), на 2023 год в сумме 129,1 млрд рублей (1,2 %) и на 2024 год 133,0 млрд рублей (1,2 %).

Основные характеристики бюджета Фонда по доходам и расходам
в 2021 – 2024 годах определены в следующих объемах (в млрд рублей):

 

 

2021 год

(утверждено Федеральным законом от 8 декабря 2020 года № 388-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»)

2022 год

Плановый период

2023 год

2024 год

 

 

 

 

 

Доходы — всего

9 101,84

10 032,46

10 591,99

11 074,71

в том числе:

 

 

 

 

по распределительной составляющей бюджета

9 032,30

9 961,84

10 520,49

11 001,68

по накопительной

составляющей бюджета

69,54

70,62

71,50

73,03

Расходы — всего

9 596,68

10 154,85

10 573,83

11 167,40

в том числе:

 

 

 

 

по распределительной составляющей бюджета

9 567,5

10 110,50

10 528,47

11 120,84

по накопительной составляющей бюджета

29,18

44,35

45,36

46,56

Дефицит (-) / Профицит (+), всего

−494,84

−122,39

+18,16

−92,69

по распределительной составляющей бюджета

−535,2

−148,66

−7,98

−119,16

по накопительной составляющей бюджета

+40,36

+26,27

+26,14

+26,47

Источники покрытия дефицита:

 

 

 

 

Остатки средств бюджета Фонда на начало периода по распределительной составляющей бюджета

535,20

148,66

7,98

119,16

Основные характеристики бюджета Фонда позволят в рамках действующего законодательства осуществлять выплаты по обязательствам и поддержать уровень материального положения пенсионеров.

Общее материальное обеспечение неработающих пенсионеров с учетом мер социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии будет выше ПМП в субъекте Российской Федерации, размер которого не превышает общероссийскую величину ПМП (на 2022 год – 10 882 рубля), на сумму индексаций пенсий и ЕДВ в текущем году, но не ниже суммы индексации предыдущего года.

Комитет отмечает, что индексация страховых пенсий будет осуществлена только в отношении неработающих пенсионеров. Для решения задач, определенных Президентом Российской Федерации, по повышению уровня жизни пенсионеров и иных граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства, Комитет полагает целесообразным пересмотреть коэффициент корректировки пенсий работающих пенсионеров, который ограничен тремя баллами.

Кроме того, ежегодно, начиная с 2015 года, Комитет отмечает необходимость принятия решения о способах формирования накопительной пенсии и прекращения продления «моратория» на финансирование накопительной пенсии.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет — соисполнитель) принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», принятый Государственной Думой.

 

 

 

Председатель Комитета И.Ю. Святенко