Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и  на плановый период 2023 и 2024 годов»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «О бюджете Фонда

социального страхования Российской Федерации на 2022 год и 

на плановый период 2023 и 2024 годов»

 

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 ноября 2021 года.

Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2021 года и принят 28 октября 2021 года в первом чтении, 23 ноября 2021 года во втором чтении и 24 ноября 2021 года в третьем чтении.

При подготовке проекта федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.

Федеральным законом утверждается бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, разработанный на основе параметров прогноза социально — экономического развития Российской Федерации, подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации (базовый вариант), и ожидаемых итогов исполнения бюджета Фонда за 2021 год и прогноза рождаемости.

При расчете основных параметров бюджета Фонда были использованы следующие показатели:

 

 

показатели

2022 год

2023 год

2024 год

фонд заработной платы (млрд рублей)

31 699

33 905

36 235

номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника (рублей)

59 976

63 883

68 085

предельная величина базы для начисления страховых взносов (тыс. рублей)

1 033

1 100

1 173

индекс потребительских цен (в %)

104,0

104,0

104,0

темп роста рождаемости

(средний вариант)

1,0187

(число родившихся 1 372,9 тыс. человек)

1,0092

(число родившихся 1 385,5 тыс. человек)

1,0099

(число родившихся 1 399,2 тыс. человек)

 

В 2022 году прогнозируется профицит бюджета Фонда в объеме 44,0 млрд рублей; в 2023 году в объеме 42,7 млрд рублей; в 2024 году в объеме 49,3 млрд рублей.

Комитет обращает внимание, что в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством формируется дефицит: в 2023 году – 7,1 млрд рублей; в 2024 году – 8,7 млрд рублей.

Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний остается профицитным, и профицит стабильно увеличивается: в 2022 году – 42,2 млрд рублей; в 2023 году – 49,8 млрд рублей; в 2024 году – 57,9 млрд рублей.

Комитет также отмечает, что в качестве источника финансирования дефицита бюджета Фонда по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2023 – 2024 годах планируется использовать в том числе остатки средств по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Данные о доходах и расходах бюджета Фонда представлены в таблице:

 

 

 

 

Показатели

(млрд рублей)

 

2022 год

2023 год

2024 год

проект

проект

проект

доходы – всего

 

988,2

 

1 054,6

1 125,4

 

расходы – всего

 

944,1

 

1 011,9

 

1 076,2

 

профицит /дефицит

 

44,0

 

42,7

 

49,3

 

 

Указанные параметры рассчитаны, исходя из следующих особенностей:

— в 2022–2024 годах предусматриваются бюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в объемах соответственно: 89,7 млрд рублей; 95,9 млрд рублей и 102,5 млрд рублей. На обеспечение сбалансированности бюджета Фонда межбюджетные трансферты из федерального бюджета не предусмотрены;

— доходы от размещения временно свободных средств резерва в 2022 году не предусмотрены; в 2023 году предусмотрены в объеме 1,3 млрд рублей; в 2024 году – 3,2 млрд рублей;

— расходы Фонда для оплаты пособий по временной нетрудоспособности рассчитаны с учетом исчисления размера пособия исходя из 100 процентов среднего заработка в случае необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет вне зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица;

— статьей 4 Федерального закона установлено, что в 2022 – 2024 годах в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» реализуется пилотный проект по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, правила реализации которого определяются Правительством Российской Федерации;

— статьей 6 Федерального закона предусматривается новое положение о предоставлении Фондом субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых Фонд осуществляет функции учредителя (на финансовое обеспечение выполнения государственного задания; на иные цели, определяемые Правительством Российской Федерации; на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации).

Доходная часть бюджета Фонда на 2022 год сформирована с сохранением тарифа в размере – 2,9 процентов по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также с учетом сохранения на 2022 – 2024 годы пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков.

Коэффициент сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством увеличен и прогнозируется в размере 0,9980 на три года (в 2021 году он был 0,9975).

Коэффициент сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрен в размере 0,9865 на три года (в 2021 году он был 0,992).

Доходы бюджета Фонда по видам социального страхования утверждаются в следующих объемах:

в 2022 году: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 758,8 млрд рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 161,7 млрд рублей;

в 2023 году: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 811,7 млрд рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 174,2 млрд рублей;

в 2024 году: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 867,5 млрд рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 188,1 млрд рублей.

Общий объем трансферта из федерального бюджета бюджету Фонда в 2022 – 2024 годах составляет соответственно: 143,0 млрд рублей, 150,3 млрд рублей, 157,9 млрд рублей.

Предусмотрены средства, передаваемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2022 – 2024 годах на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи) и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, по проведению медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанных организациях, в объемах соответственно по годам: 14,3 млрд рублей; 14,4 млрд рублей; 14,5 млрд рублей, с сохранением стоимости «родового сертификата» в размере 12 тысяч рублей.

Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечивают все расходные обязательства Фонда по данному виду страхования. Страховые тарифы по данному виду страхования установлены в тех же размерах, которые действовали в предшествующие годы, при этом средневзвешенный тариф по видам экономической деятельности планируется – 0,50 процентов на три года.

Расходы бюджета Фонда в 2022 году утверждаются в сумме 944,1 млрд рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством утверждается в сумме – 757,0 млрд рублей (80,2 процентов от общих расходов); по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 119,5 млрд рублей (12,7 процентов от общих расходов). В расходной части бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования для исполнения всех действующих социальных обязательств с учетом индексации пособий и выплат.

В соответствии со статьей 1841 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральным законом утверждается объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств: в 2022 году – 825,2 млрд рублей; в 2023 году – 892,3 млрд рублей; в 2024 году – 954,5 млрд рублей.

Для обеспечения расходных обязательств государства в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» для застрахованных граждан в 2022 году Федеральным законом предусматриваются бюджетные ассигнования на выплату пособий по временной нетрудоспособности в сумме 417,2 млрд рублей на оплату 346,88 млн дней (предельная сумма выплаты в месяц составит 78 207,12 рублей).

Расходы на выплату пособий по беременности и родам в 2022 году утверждаются в сумме 132,8 млрд рублей, с учетом оплаты 113,32 млн дней.

Для обеспечения расходных обязательств государства в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» для застрахованных граждан в 2022 году предусматриваются бюджетные ассигнования с учетом коэффициента индексации пособий с 1 февраля в размере 1,058:

— на оплату 907,8 тыс. единовременных пособий при рождении ребенка в сумме 19,9 млрд рублей (размер пособия с 1 февраля составит 19 981,73 рубля);

— на оплату 12 430,21 тыс. ежемесячных пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет в сумме 169,5 млрд рублей. При этом средний размер пособия составит 13 638,84 рублей;

В 2022 году Федеральным законом предусмотрены средства на выплату 97,38 тыс. социальных пособий застрахованным гражданам в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в сумме 724,8 млн рублей, исходя из размера пособия с 1 февраля – 6 797,63 рубля с учетом коэффициента индексации на индекс потребительских цен 1,058.

В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2022 году Федеральным законом устанавливаются следующие показатели с учетом индексации с 1 февраля:

— максимальный размер ежемесячной страховой выплаты – 88 346,07 рублей;

— сумма, из которой исчисляется единовременная страховая выплата, застрахованным гражданам – 114 899,35 рублей.

Расходы на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию пострадавших, а также предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в 2022 году планируются в сумме 29,3 млрд рублей, в том числе на предупредительные меры – 17,8 млрд рублей, а на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию – 11,6 млрд рублей (в том числе на обеспечение государственного задания центрам реабилитации, подведомственным Фонду, – 4,1 млрд рублей (в 2021 было 3,95 млрд рублей).

Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов в 2022 году составят 29,6 млрд рублей, их доля в общих расходах планируется – 3,1процентов (на уровне 2021 года) года с учетом индексации оплаты труда сотрудников с 1 октября 2022 года на 4,0 процентов.

Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона предусмотрено право Фонда направлять бюджетные ассигнования на оказание медицинских услуг работникам Фонда.

Средства федерального бюджета в 2022 году направляются на выполнение следующих государственных полномочий:

— на выплату пособий работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний – 14,51 млн рублей;

— на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами в сумме 6,6 млрд рублей для оплаты 1,64 млн дней;

— на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно — ортопедическими изделиями – 37,3 млрд рублей, в том числе на административные расходы – 1,009 млрд рублей. Комитет отмечает, что в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1137 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов» для удовлетворения потребности инвалидов в технических средствах реабилитации в полном объеме необходимо 41,2 млрд рублей;

— на выплату пособий по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет – 3,03 млрд рублей;

— на оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов – 300 млн рублей (пилотный проект);

— на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда к месту лечения и обратно в объеме 5,9 млрд рублей.

Комитет отмечает, что выделенных на эти цели средств из федерального бюджета не достаточно, так как в течение последних лет обеспеченность льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение снизилась с 23,2 процентов в 2017 году до 19,8 процентов в 2020 году и проблема, связанная с механизмом финансового обеспечения указанных гарантий не урегулирована.

Статьей 4 Федерального закона предусматриваются особенности использования бюджетных ассигнований бюджета Фонда в сфере социальной политики (в основном это касается межбюджетных трансфертов бюджету Фонда на выполнение государственных функций).

В целом объем ассигнований, направляемых на исполнение Фондом публичных нормативных обязательств перед гражданами, в его общих расходах в 2022 году составит 825,2 млрд рублей или 87,4 процентов.

Счетная палата Российской Федерации в своем заключении отмечает, что бюджет Фонда социального страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов сформирован в соответствии с Бюджетным, Налоговым кодексами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами в сфере обязательного социального страхования и ориентирован на достижение национальных целей развития Российской Федерации.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует одобрить данный Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», принятый Государственной Думой.

 

 

 

 

Председатель комитета

[SIGNERSTAMP1]

 

Место для УКЭП

 

 

 

И.Ю. Святенко