Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 1219891–7) (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 7 декабря 2021 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 23 июля 2021 года и принят 14 октября 2021 года в первом чтении, 25 ноября 2021 года – во втором чтении и 7 декабря 2021 года – в третьем чтении. Поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.

Федеральный закон направлен на восстановление нарушенных прав и обеспечение защиты законных интересов застрахованных лиц при неправомерном переводе средств пенсионных накоплений от одного страховщика по обязательному пенсионному страхованию к другому в случае признания судом недействительным договора об обязательном пенсионном страховании.

По действующему пенсионному законодательству при досрочном переходе застрахованного лица к другому страховщику (далее – досрочный переход), средства пенсионных накоплений передаются без всего (или части) дохода от их инвестирования, а удержанная сумма дохода (положительный результат инвестирования) направляется в резерв по обязательному пенсионному страхованию (далее – РОПС) предыдущего страховщика.

В случае неправомерного перевода застрахованного лица от одного страховщика к другому и признания судом соответствующего договора об обязательном пенсионном страховании недействительным не предусмотрена возможность возврата из РОПС инвестиционного дохода, удержанного в связи с досрочным переходом застрахованного лица. Восстановление удержанных в результате досрочного перехода средств пенсионных накоплений осуществляется в судебном порядке, но не всегда решения принимаются в пользу граждан.

Федеральным законом вводится обязанность страховщика (от которого были переведены пенсионные накопления граждан по признанному судом недействительному договору по обязательному пенсионному страхованию) восстанавливать (из РОПС) на счете застрахованного лица сумму изъятого при досрочном переходе инвестиционного дохода.

Также уплачиваемые негосударственным пенсионным фондом проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений и средства, направленные на формирование собственных средств такого фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования неправомерно используемых средств пенсионных накоплений, направляются предыдущему страховщику для учета на счетах застрахованного лица. В настоящее время указанные суммы направляются в РОПС предыдущего страховщика.

Кроме того, предыдущий страховщик (получивший средства пенсионных накоплений от негосударственного пенсионного фонда, договор об обязательном пенсионном страховании с которым был признан судом недействительным) одновременно с восстановлением из РОПС удержанных в результате досрочного перехода средств должен отразить на счетах застрахованного лица часть дохода (положительных результатов) от инвестирования средств РОПС, полученного за период нахождения в нем восстанавливаемых средств, соответствующую доле восстанавливаемых средств пенсионных накоплений от объема РОПС, определенного на дату восстановления соответствующих средств.

При рассмотрении в Государственной Думе во втором чтении проекта Федерального закона его текст был дополнен положениями об установлении ежегодной, начиная с 1 февраля 2022 года индексации средств материнского (семейного) капитала, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством Российской Федерации. Пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала будет осуществляться в таком же порядке.

До 1 февраля 2022 года размер материнского (семейного) капитала устанавливается в размере, предусмотренном частью 1 статьи 8 Федерального закона от 8 декабря 2020 года № 385 ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (483 881,83 руб. при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно, а также в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года, и 639 431,83 руб. в случае рождения (усыновления) второго ребенка или третьего ребенка и последующих детей начиная с 1 января 2020 года, если ранее такое право не возникло).

Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года. Положения Федерального закона в части установления финансовых последствий признания судом недействительным договора об обязательном пенсионном страховании вступают в силу с 1 июля 2022 года, и распространяются на правоотношения за трехлетний период до указанной даты.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Государственной Думой.

 

 

 

Председатель Комитета И.Ю. Святенко