Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Автоматизированная упрощенная система налогообложения“

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Автоматизированная упрощенная система налогообложения“

 

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Автоматизированная упрощенная система налогообложения“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 февраля 2022 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 18 ноября 2021 года и принят 21 декабря 2021 года в первом чтении, 16 февраля 2022 года – во втором и в третьем чтениях. В ходе рассмотрения в Государственной Думе проекта Федерального закона во втором чтении приняты поправки сенаторов Российской Федерации.

Федеральным законом предусматривается с 1 июля 2022 года до 31 декабря 2027 года включительно проведение в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее – специальный налоговый режим). Специальным налоговым режимом смогут воспользоваться расположенные на территориях указанных субъектов Российской Федерации находящиеся и зарегистрированные по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в налоговых органах субъектов Российской Федерации, входящих в эксперимент организации и индивидуальные предприниматели, с численностью наемных работников до 5 человек и годовой доход которых не превышает 60 млн. рублей.

Федеральным законом установлен обширный перечень субъектов, которые не вправе применять специальный налоговый режим, в частности к ним отнесены казенные и бюджетные учреждения, некоммерческие организации, негосударственные пенсионные фонды, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала) и другие организации.

Применение специального налогового режима предусматривает освобождение, за рядом исключений, от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от предпринимательской деятельности, налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, и налога на добавленную стоимость.

Налоговым периодом признается календарный месяц, а налоговая ставка устанавливается в размере 8 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и 20 процентов, в случае, если – доходы, уменьшенные на величину расходов. Сумма налога исчисляется налоговым органом на основе сведений о доходах либо о доходах и расходах, представленных налогоплательщиком посредством применения контрольно-кассовой техники, сведений о доходах и расходах, полученных от уполномоченной кредитной организации, а также данных о доходах, переданных налогоплательщиком через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговая декларация в налоговые органы не представляется.

Плательщики специального налогового режима освобождаются от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В целях обеспечения пенсионных прав и прав на получение пособий по обязательному социальному страхованию работников, занятых у налогоплательщиков, применяющих новый налоговый режим, финансирование государственных внебюджетных фондов предлагается осуществлять за счет исчисленного налога и трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов согласно нормам Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима „Автоматизированная упрощенная система налогообложения“ (проект № 20492–8).

Федеральный закон направлен на облегчение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику.

Проведение эксперимента по установлению специального налогового режима позволит определить степень его востребованности у предпринимательского сообщества, оценить экономический эффект от его применения для бюджетной системы Российской Федерации, включающей бюджеты государственных внебюджетных фондов, и сделать выводы о его эффективности.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2022 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Автоматизированная упрощенная система налогообложения“, принятый Государственной Думой.

 

 

 

Председатель Комитета И.Ю. Святенко