Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 20 апреля 2022 года.

Проект названного Федерального закона (№ 12193–8) был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 3 ноября 2021 года с наименованием «О внесении изменений в Федеральный закон „О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей“, был принят в первом чтении 18 января 2022 года, во втором чтении 19 апреля 2022 года и в третьем чтении 20 апреля 2022 года.

В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.

Федеральным законом вносятся изменения в следующие федеральные законы: от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – закон № 81-ФЗ); от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; от 26 мая 2021 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом распространяется право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала на мужчин, граждан Российской Федерации, одиноко воспитывающих первого, второго или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2007 года, и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей.

Ограничивается возможность получения материнского (семейного) капитала лицами, оставившими детей в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, и лицами, давшими письменное согласие на усыновление ребенка (за исключением согласия на его усыновление отчимом).

Информация об оставлении ребенка (детей) в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, а также о наличии письменного согласия матери (отца) на усыновление ребенка (за исключением согласия на его усыновление отчимом (мачехой) будет вноситься в Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО).

Федеральным законом закрепляется переход возникшего права к ребенку (детям) в ряде случаев (смерть либо объявление умершим отца (усыновителя), лишение родительских прав, отмена усыновления, совершение в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или их ограничение).

Также исключается полномочие Правительства Российской Федерации по оформлению дубликата государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Это связано с тем, что в настоящее время сертификат существует в форме электронного документа. При этом сохраняется возможность его получения на бумажном носителе либо выписки из федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Дополнительно Федеральным законом положения закона № 81-ФЗ в части порядка и условий назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет приводятся в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей», согласно которому указанная ежемесячная выплата предоставляется нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

В связи с этим право на получение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, назначенного до дня вступления в силу Федерального закона, сохраняется за гражданами, до окончания периода, на который оно было назначено, и реализуется в порядке и на условиях, действовавших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2022 года.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой действующего федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре и Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитеты-соисполнители) рекомендуют одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Государственной Думой.

Председатель Комитета И.Ю. Святенко