Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 69 Федерального закона „О государственной социальной помощи“

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 69 Федерального закона „О государственной социальной помощи“

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статью 69 Федерального закона „О государственной социальной помощи“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 18 мая 2022 года.

Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу 17 ноября 2021 года Правительством Российской Федерации с наименованием «О внесении изменений в статьи 52 и 69 Федерального закона „О государственной социальной помощи“, принят 22 февраля 2022 года в первом чтении, 17 мая 2022 года во втором чтении и 18 мая 2022 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.

Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», направленные на расширение возможностей единой государственной информационной системой социального обеспечения (далее – ЕГИССО), посредством которой будет обеспечиваться процесс выявления и учета граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (далее – социальные меры). В соответствии с Федеральным законом выявление потенциальных получателей социальных мер будет осуществляться на основании обработки сведений о доходах граждан и имуществе, находящемся в собственности граждан.

На Правительство Российской Федерации возлагаются полномочия по определению порядка выявления граждан, нуждающихся в получении социальных мер, а также учета и использования сведений о таких гражданах.

Федеральным законом предусматривается, что в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве (далее – город Москва) уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы будет осуществляться информирование граждан о возникновении права на получение социальных мер, выявление граждан, нуждающихся в получении социальных мер, предоставление которых обеспечивается за счет средств бюджета города Москвы и (или) в рамках переданных полномочий, учет сведений о таких граждан, процессы назначения и предоставления социальных мер с использованием региональных информационных систем и инфраструктуры, созданных и эксплуатируемых городом Москвой, в том числе регионального портала государственных и муниципальных услуг Федеральным законом определен механизм информационного взаимодействия между операторами ЕГИССО (Минтрудом России и Пенсионным фондом Российской Федерации) и уполномоченным исполнительным органом власти города Москва по вопросам предоставления доступа к сведениям о гражданах, проживающих в городе Москве, размещенным в ЕГИССО, путем обмена совокупности данных, содержащих необходимые документы и информацию. Правительством Российской Федерации будет определен порядок получения совокупности таких данных, содержащих необходимые документы и информацию, из федеральных государственных информационных систем и иных информационных систем.

Комитет отмечает, что Федеральный закон направлен на совершенствование механизма работы ЕГИССО и будет способствовать оптимизации предоставления социальных мер гражданам, оперативности выявления граждан, нуждающихся в предоставлении социальных мер, а также снижению нагрузки на органы социальной защиты населения и граждан по сбору документов, подтверждающих права граждан на получение социальных мер.

Федеральный закон вступает в силу в общеустановленном порядке – по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 69 Федерального закона „О государственной социальной помощи“, принятый Государственной Думой.

Председатель Комитета И.Ю. Святенко