Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 19 мая 2022 года.

Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.М. Боярским и другими (в период исполнения ими полномочий депутата Государственной Думы) 7 ноября 2019 года и принят 12 мая 2020 года в первом чтении, 19 мая 2022 года во втором и в третьем чтениях. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.

Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» с целью установления запрета для туроператоров и турагентов на реализацию туристского продукта без формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в единой информационной системе электронных путевок.

Федеральным законом уточняется понятие электронной путевки, вводится понятие единой информационной системы электронных путевок (далее – Система).

Система предназначена для обеспечения уполномоченного федерального органа исполнительной власти и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, достоверными сведениями, содержащимися в договоре о реализации туристского продукта, и иными сведениями, подлежащими представлению туроператором в Систему, а также для обеспечения соответствующими сведениями заказчика, потребителя туристского продукта.

Оператор Системы будет определяться в соответствии с законодательством в области информации, информационных технологий и защиты информации.

Правила функционирования Системы будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Туроператор будет передавать в Систему сведения, содержащиеся в договоре о реализации туристского продукта, и иные сведения, подлежащие представлению туроператором в Систему, по окончании каждого календарного месяца не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим календарным месяцем, в порядке, который будет установлен Правительством Российской Федерации.

В случае заключения с туристом и (или) иным заказчиком туристского продукта договора в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, основные данные о туристе или туристах и информация об их путешествии будут отражаться в виде двухмерного штрихового кода (QR-кода) в порядке, который будет установлен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Меры административной ответственности за нарушение вводимых Федеральным законом требований, предусмотрены проектом федерального закона № 831595–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении административной ответственности за нарушение туроператором или турагентом порядка и сроков формирования и размещения электронной путевки в единой информационной системе электронных путевок), внесенным в Государственную Думу 7 ноября 2019 года.

Комитет отмечает, что в соответствии с законодательством Российской Федерации электронная путевка используется туроператорами или турагентами в добровольном порядке с 2018 года. Федеральный закон направлен на дальнейшее развитие механизмов использования электронной путевки, в том числе установление обязательного характера ее использования, в целях автоматизации процессов сбора и обработки статистической, оперативной, аналитической и иной информации о туристском продукте и, как следствие, обеспечения защиты прав потребителей, повышения эффективности государственного регулирования в сфере туризма.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года за исключением ряда положений, которые при реализации туристского продукта в сфере выездного туризма вступают в силу с 1 марта 2023 года, в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма – с 1 сентября 2023 года.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (комитет-соисполнитель) рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“, принятый Государственной Думой.

 

 

 

Председатель Комитета И.Ю. Святенко