Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 мая 2022 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 7 декабря 2021 года, принят в первом чтении 22 февраля 2022 года, во втором и третьем чтениях – 24 мая 2022 года. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.

Федеральный закон направлен на оптимизацию процесса установления и выплаты дополнительного социального обеспечения (доплаты к пенсии) членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (далее – Федеральный закон № 155-ФЗ) и отдельным категориям работников организаций угольной промышленности в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» (далее – Федеральный закон № 84-ФЗ), а также с целью совершенствования взаимодействия государственных и муниципальных архивов с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) по обмену в электронном виде информацией, необходимой для установления пенсий и иных социальных выплат гражданам.

В связи с этим Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в Федеральный закон № 155-ФЗ и Федеральный закон № 84-ФЗ, предусматривающие:

расширение перечня сведений, представляемых страхователями — организациями, использующими труд членов летных экипажей, и страхователями, относящимися к организациям угольной промышленности, имеющих рабочие места, занятость на которых дает право на указанную доплату, дополнительно включив в него наряду со сведениями, уже представляемыми этими организациями в ПФР, сведения о периодах работы, дающих право на доплату к пенсии, и о сумме заработка, из которого исчисляется ее размер, что позволит отражать на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц достоверную и полную информацию о данных периодах работы;

возможность применения указанных выше сведений при определении права на ежемесячную доплату к пенсии.

В настоящее время в целях установления ежемесячной доплаты к пенсии граждане представляют в органы ПФР документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на доплату к пенсии, и среднемесячный заработок за последние 24 месяца работы, дающей право на доплату, либо за любые 60 месяцев подряд указанной работы.

Вносимыми Федеральным законом изменениями предусматривается, что подтверждение указанных сведений за периоды работы с 1 января 2023 года будет осуществляться только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, что позволит создать для граждан более удобные условия реализации права на доплату к пенсии, исключая необходимость посещения ими территориального органа ПФР с целью предоставления документов для установления доплаты к пенсии.

В отношении периодов работы до 1 января 2023 года, подтверждение указанных сведений будет осуществляться как по данным индивидуального (персонифицированного) учета, так и по документам, выдаваемых организациями — плательщиками взносов, архивными организациями.

При этом не позднее 1 июля 2025 года плательщики взносов будут обязаны представлять в территориальные органы ПФР сведения о периодах работы и о заработке, из которого исчисляется размер доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 155-ФЗ и Федеральным законом № 84-Ф, в отношении граждан, не являющихся или не являвшихся получателями доплаты к пенсии, за период их работы до 1 января 2023 года.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается, что взаимодействие территориальных органов ПФР по истребованию документов, содержащих сведения о гражданине в целях его пенсионного обеспечения, будет осуществляться непосредственно с государственными и муниципальными архивами, что даст возможность значительно сократить сроки предоставления сведений, необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий, проведения заблаговременной работы в отношении застрахованных лиц, выходящих на пенсию, а также проведения проверок документов, представленных для установления и выплаты пенсий, в том числе, для досрочного назначения пенсий, а также позволит снизить количество обращений граждан в архивные организации и количество проверок архивных документов, представленных в органы ПФР лично гражданами.

Передача государственными и муниципальными архивами документов, содержащих сведения о гражданине (при их наличии), по запросу ПФР будет осуществляться с использованием Единой государственной информационной системы социального обеспечения. В связи с этим Федеральным законом также вносятся изменения в Федеральный закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Также Федеральный закон расширяет перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, которые могут быть приобретены с использованием электронного сертификата, а также круг лиц, имеющих право на их приобретение. Устанавливается, что оператор национальной системы платежных карт и кредитные организации являются участниками информационного взаимодействия, обеспечивающим предоставление мер социальной защиты (поддержки) с использованием электронного сертификата при оплате отдельных видов товаров, работ, услуг.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре (комитеты — соисполнители) рекомендуют одобрить данный Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Государственной Думой.

 

 

 

Председатель Комитета И.Ю. Святенко