Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «О внесении изменения в

Трудовой кодекс Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 мая 2022 года.

Проект названного Федерального закона был разработан Правительством Российской Федерации во исполнение абзаца четвертого подпункта «н» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № Пр-2165ГС и внесен в Государственную Думу с наименованием «О внесении изменения в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации» 28 сентября 2021 года, 8 декабря 2021 года принят в первом чтении, 17 мая 2022 года – во втором чтении и 24 мая 2022 года – в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.

Федеральным законом Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) дополняется новой статьей 3281, предусматривающей ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, в отношении лиц, совершивших определенные виды преступлений.

Согласно Федеральному закону к трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, не должны допускаться лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение определенных преступлений либо подвергающиеся уголовному преследованию за такие преступления. Перечень таких преступлений определен в статье 3281 ТК РФ.

Следует отметить, что к такой трудовой деятельности не будут допускаться также лица, имеющие судимость за совершение преступлений, предусмотренных законодательством другого иностранного государства — члена Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), которые соответствуют преступлениям, указанным в вышеназванной статье.

Учитывая различия в уголовном законодательстве, соответствие преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации и законодательством иностранного государства — члена ЕАЭС, будет устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданства другого государства — члена ЕАЭС, при заключении трудового договора, обязаны будут предъявлять работодателю документ о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования за указанные в статье 3281 ТК РФ преступления либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданный и заверенный в установленном порядке.

Наряду со случаями, указанными в статье 76 ТК РФ, работодатель обязан будет отстранить от работы (не допускать к работе) таких работников при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, предусмотренные частями первой и второй статьи 3281 ТК РФ. Отстранение от работы будет осуществляться на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Федеральным законом предусмотрен ряд отдельных переходных положений, согласно которым указанные в статье 3281 ТК РФ работники, будут должны до 1 сентября 2023 года представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования за указанные в статье 3281 ТК РФ преступления либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, устанавливаемым МВД России.

При этом работники, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство государства — члена ЕАЭС, помимо справки будут обязаны представить до 1 сентября 2023 года соответствующий документ о наличии (отсутствии) судимости за совершение преступлений и (или) факта уголовного преследования за указанные в статье 3281 ТК РФ преступления либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданный компетентным органом соответствующего государства и удостоверенный в установленном порядке.

Согласно Федеральному закону трудовые договоры с работниками, не представившими вышеперечисленные документы, подлежат прекращению.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года.

Реализация Федерального закона будет способствовать повышению безопасности перевозок, осуществляемых легковыми такси, автобусами, трамваями и троллейбусами, и снижению количества дорожно-транспортных происшествий с их участием.

Комитет отмечает, что Федеральный закон был рассмотрен и принят Государственной Думой в «одном пакете» с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и Федеральный закон „Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта“ (проект № 1256975–7).

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитет Совета Федерации по международным делам (комитеты — соисполнители) рекомендуют Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации», принятый Государственной Думой.

 

Председатель комитета

[SIGNERSTAMP1]

 

Место для УКЭП

И.Ю. Святенко