Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 5 июля 2022 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 20 мая 2022 года и принят Государственной Думой 8 июня 2022 года в первом чтении, 29 июня 2022 года – во втором чтении и 5 июля 2022 года – в третьем чтении. В ходе рассмотрения проекта Федерального закона в Государственной Думе во втором чтении поправки сенаторами Российской Федерации не направлялись.

Федеральный закон направлен на реализацию Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года № 2524-р, предусматривающей разработку мер, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность и правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации, а также Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 года № 431-р, предусматривающей необходимость оптимизации деятельности государственных внебюджетных фондов (за исключением Федерального фонда обязательного медицинского страхования), совершенствования процессов предоставления мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в форме цифровых технологий, в том числе предоставление государственных услуг в рамках «Социального казначейства».

Федеральный закон определяет правовое положение, функции и полномочия Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд), создаваемого с 1 января 2023 года путем реорганизации государственного учреждения – Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.

Фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд. Деятельность Фонда осуществляется на основе принципов: соблюдения государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования, социального обеспечения; автономности систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования; обеспечения финансовой устойчивости (стабильности) и сбалансированности бюджета Фонда; участия социальных партнеров в деятельности органов управления Фонда, учета интересов работников, работодателей и государства по основным направлениям деятельности Фонда; обеспечения доступности предоставляемых услуг и повышения их качества.

Фонд создается при Правительстве Российской Федерации, которое осуществляет функции и полномочия учредителя Фонда от имени Российской Федерации, в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам Фонда, связанным с целями его создания. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом). Бюджет Фонда относится к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. Средства бюджета являются собственностью Российской Федерации, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда на очередной финансовый год и на плановый период формируется раздельно по каждому виду обязательного социального страхования и социального обеспечения и утверждается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В случае недостаточности в бюджете Фонда средств на исполнение обязательств по конкретному виду обязательного социального страхования и финансирования других установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету Фонда в размерах, позволяющих обеспечить исполнение указанных обязательств и финансирование таких расходов. Средства бюджета Фонда, предусмотренные на исполнение обязательств по конкретному виду обязательного социального страхования, не могут являться источником финансирования исполнения обязательств по другому виду обязательного социального страхования, источником финансирования других установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации расходов Фонда, если иное не предусмотрено федеральным законом о бюджете Фонда.

Фонд, его территориальные органы, обособленные подразделения и подведомственные учреждения составляют единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Органами управления Фонда являются председатель и правление.

Председатель Фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения и социального страхования. Председатель является постоянно действующим единоличным органом управления Фонда и осуществляет текущее руководство деятельностью Фонда. Правление Фонда является коллегиальным органом управления Фонда. Положение о правлении и его состав утверждаются Правительством Российской Федерации.

В состав правления Фонда входят шесть представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, шесть представителей общероссийских объединений работодателей, три представителя территориальных органов Фонда, три сенатора Российской Федерации и три депутата Государственной Думы, один представитель общероссийских общественных объединений инвалидов и два представителя организаций, деятельность которых связана с защитой прав граждан в сфере социального обеспечения. Указанные члены правления Фонда подлежат ротации, которая осуществляется не чаще одного раза в три года.

Правительство Российской Федерации вправе создать совет по рассмотрению вопросов, связанных с обеспечением развития в Российской Федерации систем обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования и совершенствованием деятельности Фонда, положение о котором и состав которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях социальной защищенности работников Фонда, его территориальных органов, обособленных подразделений за ними закрепляется право на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, а также на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период трудовой деятельности; на прием на целевое обучение с обязательным последующим осуществлением трудовой деятельности в Фонде; на единовременные выплаты при рождении ребенка, заключении брака, в связи со смертью близких родственников, в случае причинения вреда, связанного со стихийными бедствиями или иными чрезвычайными обстоятельствами, и иные выплаты, установленные нормативными правовыми актами Фонда. Право на медицинское обеспечение имеют также члены семьи работников Фонда. Социальные гарантии, предоставляемые работникам Фонда, финансируются за счет средств бюджета Фонда, предназначенных на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда.

Условия оплаты труда работников Фонда, материально-техническое обеспечение их деятельности, порядок увеличения (индексации) размеров их должностных окладов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Сокращение численности или штата работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов и обособленных подразделений в связи с реорганизацией Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов не допускается.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу (с 1 января 2023 года).

Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», принятый Государственной Думой.

 

Председатель комитета

[SIGNERSTAMP1]

 

Место для УКЭП

И.Ю. Святенко