Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 5 июля 2022 года.

Проект названного Федерального закона (№ 126990–8) был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 19 мая 2022 года и принят Государственной Думой 8 июня 2022 года в первом чтении, 29 июня 2022 года – во втором чтении и 5 июля 2022 года – в третьем чтении. В ходе рассмотрения проекта Федерального закона в Государственной Думе во втором чтении поправки сенаторами Российской Федерации не направлялись.

Федеральным законом вносятся изменения в ряд законодательных актов об обязательном социальном страховании в целях приведения их положений в соответствие с принятыми Государственной Думой федеральными законами «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона „О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Автоматизированная упрощенная система налогообложения“ и „О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации“.

Изменения вносятся в Федеральный закон от 12 января 1996 года
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральный закон от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральный закон от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части унификация базы для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, путем установления идентичного круга лиц, в отношении которых осуществляются начисление и уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; в части установления с 1 января 2023 года доли единого тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии, на финансирование накопительной пенсии и солидарной части тарифа страховых взносов, учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сумм страховых взносов, исчисленных как доля от единого тарифа страховых взносов, а также в части установления нового типа государственного учреждения – государственный внебюджетный фонд, особенности правового положения которого определяются отдельным федеральным законом о государственном внебюджетном фонде; и корректировки наименований Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с образованием единого органа «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации».

Также в результате изменений, лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающие выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, будут подлежать обязательному пенсионному страхованию; лица, работающие по договорам гражданско-правового характера – обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; а временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 135 Федерального закона от 25 июля 2002 года
№ 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также осуществляющие трудовую деятельность постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами, – обязательному медицинскому страхованию.

Указанные временно пребывающие и осуществляющие трудовую деятельность на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства приобретают права на бесплатное оказание им медицинской помощи при уплате за них страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в течение не менее трех лет и обязаны иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования, либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, либо полис обязательного медицинского страхования.

Федеральным законом для страхователей вводится единая форма сведений, представляемых страхователями за период начиная с 1 января 2023 года для целей индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, включающая сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Отдельные разделы единой формы сведений будут заполняться с той же периодичностью, которая установлена действующим законодательством (сведения о трудовой деятельности – ежемесячно (прием/увольнение – онлайн), сведения о застрахованных лицах, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя – один раз в квартал, сведения по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – один раз в квартал, о страховом стаже – один раз в год).

Также Федеральным законом исключается обязанность страхователей выдавать увольняющемуся застрахованному лицу (работнику) справку о сумме заработка, поскольку сведения о заработке застрахованного лица, необходимые для начисления пособий, будут содержаться в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2023 года, за исключением положений о единой форме сведений, представляемых в объединенный Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Данные положения вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона, а формат единой формы и порядок ее заполнения должны быть утверждены до 1 января 2023 года Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с Фондом социального страхования Российской Федерации и Минтрудом России.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре (комитеты-соисполнители) рекомендуют Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Государственной Думой.

 

Председатель комитета

[SIGNERSTAMP1]

 

Место для УКЭП

И.Ю. Святенко