ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по Федеральному закону
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации
«О занятости населения в Российской Федерации»
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей
105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О занятости
населения в Российской Федерации“ (далее – Федеральный закон), принятый
Государственной Думой 5 июля 2022 года.
Проект названного Федерального закона был разработан Правительством
Российской Федерации и внесен в Государственную Думу 9 апреля 2022 года,
25 мая 2022 года принят в первом чтении, 29 июня 2022 года – во втором чтении и 5 июля 2022 года – в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального
закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации в Государственную Думу
поправки не направлялись.
Федеральным законом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) в части совершенствования механизма реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов (далее – региональные программы).
Федеральным законом уточняются полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере занятости населения, направленные на повышение мобильности трудовых ресурсов. Так, к примеру, Правительству Российской Федерации предоставляются следующие права:
— утверждать перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, (далее – Перечень) а также порядок включения в него и исключения из него субъектов Российской Федерации;
— устанавливать с учетом ситуации на рынке труда Российской Федерации и (или) в случае необходимости регулирования привлечения работников в отдельные отрасли экономики единый перечень должностей, профессий, специальностей, на которые работники не привлекаются в рамках региональных программ, включенных в Перечень.
Согласно Федеральному закону высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе будет утверждать перечень должностей, профессий, специальностей, на которые не привлекаются работники в рамках реализации региональной программы с учетом особенностей рынка труда субъекта Российской Федерации и возможности замещения свободных рабочих мест и вакантных должностей гражданами, ищущими работу и готовыми к ней приступить, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону оптимизируется процедура согласования проектов региональных программ. Полномочия по утверждению порядка такого согласования возлагается на Минтруд России по согласованию с Минфином России. Утвержденные региональные программы будут предоставляться в Роструд при заключении соглашения о предоставлении субсидии на софинансирование реализации региональных программ. При этом субъекты Российской Федерации в рамках формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период обязаны будут предоставить следующую информацию:
сведения о финансовом обеспечении реализации региональных программ, необходимых для планирования средств федерального бюджета на очередной год и на плановый период;
сведения о работодателях — участниках региональной программы;
сведения о численности работников, которых планируется привлечь из других субъектов Российской Федерации в рамках региональной программы;
перечень должностей, профессий, специальностей, на которые предполагается привлечение работников в рамках региональной программы.
Сроки, порядок и форма представления указанных сведений будут устанавливаться Минтрудом России.
Правительство Российской Федерации с учетом ситуации на рынке труда Российской Федерации и (или) в случае необходимости регулирования привлечения работников в рамках реализации региональных программ в отдельные отрасли экономики вправе будет устанавливать требования к работодателям, подлежащим включению в такие программы, осуществляющим деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом расширяется круг получателей государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости (далее — государственная услуга). Указанную государственную услугу смогут теперь получить граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в качестве ищущих работу и готовые временно переехать или переселиться на постоянное место жительства в другую местность для дальнейшего трудоустройства. Решение о предоставлении государственной услуги указанным категориям граждан будет приниматься органами службы занятости по месту жительства гражданина. Расширение круга получателей государственной услуги потребует дополнительных средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере около 139,8 млн рублей (на выплату суточных, а также единовременного пособия). Необходимые средства будут учтены при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации на 2023 год и на плановый на период 2024 и 2025 годов.
Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитеты-соисполнители) рекомендуют одобрить Федеральный закон.
Комитет
Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету
Федерации одобрить Федеральный закон
«О внесении изменений в Закон
Российской Федерации „О занятости населения в Российской Федерации“,
принятый Государственной Думой.
| ||
Председатель комитета |
| И.Ю. Святенко |