Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации

«О занятости населения в Российской Федерации»

 

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О занятости населения в Российской Федерации“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 5 июля 2022 года.

Проект названного Федерального закона был разработан Правительством Российской Федерации и внесен в Государственную Думу 9 апреля 2022 года,
25 мая 2022 года принят в первом чтении, 29 июня 2022 года – во втором чтении и 5 июля 2022 года – в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.

Федеральным законом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) в части совершенствования механизма реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов (далее – региональные программы).

Федеральным законом уточняются полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере занятости населения, направленные на повышение мобильности трудовых ресурсов. Так, к примеру, Правительству Российской Федерации предоставляются следующие права:

— утверждать перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, (далее – Перечень) а также порядок включения в него и исключения из него субъектов Российской Федерации;

— устанавливать с учетом ситуации на рынке труда Российской Федерации и (или) в случае необходимости регулирования привлечения работников в отдельные отрасли экономики единый перечень должностей, профессий, специальностей, на которые работники не привлекаются в рамках региональных программ, включенных в Перечень.

Согласно Федеральному закону высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе будет утверждать перечень должностей, профессий, специальностей, на которые не привлекаются работники в рамках реализации региональной программы с учетом особенностей рынка труда субъекта Российской Федерации и возможности замещения свободных рабочих мест и вакантных должностей гражданами, ищущими работу и готовыми к ней приступить, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону оптимизируется процедура согласования проектов региональных программ. Полномочия по утверждению порядка такого согласования возлагается на Минтруд России по согласованию с Минфином России. Утвержденные региональные программы будут предоставляться в Роструд при заключении соглашения о предоставлении субсидии на софинансирование реализации региональных программ. При этом субъекты Российской Федерации в рамках формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период обязаны будут предоставить следующую информацию:

сведения о финансовом обеспечении реализации региональных программ, необходимых для планирования средств федерального бюджета на очередной год и на плановый период;

сведения о работодателях — участниках региональной программы;

сведения о численности работников, которых планируется привлечь из других субъектов Российской Федерации в рамках региональной программы;

перечень должностей, профессий, специальностей, на которые предполагается привлечение работников в рамках региональной программы.

Сроки, порядок и форма представления указанных сведений будут устанавливаться Минтрудом России.

Правительство Российской Федерации с учетом ситуации на рынке труда Российской Федерации и (или) в случае необходимости регулирования привлечения работников в рамках реализации региональных программ в отдельные отрасли экономики вправе будет устанавливать требования к работодателям, подлежащим включению в такие программы, осуществляющим деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом расширяется круг получателей государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости (далее — государственная услуга). Указанную государственную услугу смогут теперь получить граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в качестве ищущих работу и готовые временно переехать или переселиться на постоянное место жительства в другую местность для дальнейшего трудоустройства. Решение о предоставлении государственной услуги указанным категориям граждан будет приниматься органами службы занятости по месту жительства гражданина. Расширение круга получателей государственной услуги потребует дополнительных средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере около 139,8 млн рублей (на выплату суточных, а также единовременного пособия). Необходимые средства будут учтены при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации на 2023 год и на плановый на период 2024 и 2025 годов.

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитеты-соисполнители) рекомендуют одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О занятости населения в Российской Федерации“, принятый Государственной Думой.

 

Председатель комитета


 


И.Ю. Святенко