ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по Федеральному закону «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2021 год»
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2021 год» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 30 июня 2022 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 28 мая 2022 года и принят Государственной Думой 30 июня 2022 года. Поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.
Федеральный закон, по результатам деятельности Пенсионного
фонда Российской Федерации (далее – Фонд) в 2021 году, утверждает отчет и показатели по исполнению Федерального закона от 8 декабря 2020 года
№ 388-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – Закон)
с учетом изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись бюджета Фонда и уточненную
роспись расходов федерального бюджета.
Исполнение бюджета Фонда в 2021 году осуществлялось с учетом следующих особенностей:
обособленное исполнение в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии (далее – распределительная составляющая), и в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии (далее – накопительная составляющая);
сохранение моратория на формирование накопительной пенсии;
для субъектов малого и среднего предпринимательства с 2021 года на постоянной основе начали действовать льготы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС), введенные в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Данные плательщики в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда (12 792 рубля) в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов, уплачивают их по тарифу 10 % вместо 22 %;
для организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, с 2021 года тариф страховых взносов снижен с 22 % до 6 %;
для IT-компаний с 2021 года установлен тариф страховых взносов в размере 6 %;
для индивидуальных предпринимателей с годовым доходом не более 300 тыс. рублей размер страховых взносов в фиксированном размере за расчетный период 2021 года составил 32,5 тыс. рублей, если доход превышал 300 тыс. рублей – плюс еще 1 % с суммы превышения. Максимальный размер страховых взносов – 259,6 тыс. рублей;
с 2021 года введены механизмы защиты прав и законных интересов застрахованных лиц при выборе страховщика по ОПС, в том числе запрет на привлечение негосударственными пенсионными фондами (далее – НПФ) посредников (агентов, поверенных) для заключения от имени НПФ договоров об ОПС. При поступлении в Фонд заявления о смене страховщика через представителя предусмотрена проверка подлинности доверенности посредством взаимодействия между Фондом и оператором единой информационной системы нотариата;
к категории ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов отнесены лица, награжденные знаком «Житель осажденного Севастополя» с установлением им ежемесячного материального обеспечения в размере 500 рублей;
для пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с 2021 года установлена компенсация расходов стоимости проезда по территории Российской Федерации, в случае выезда к месту отдыха за пределы страны;
получающие пенсии в Фонде граждане, награжденным медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда», получили единовременную выплату в размере 50 тыс. рублей;
семьи с детьми в возрасте от 6 до 18 лет, а также инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся по основным общеобразовательным программам, получили единовременно 10 тыс. рублей;
все пенсионеры в сентябре 2021 года получили единовременно 10 тыс. рублей.
В начале 2021 года Фонд предоставлял единовременную
выплату на детей в возрасте до 8 лет в размере 5 тыс. рублей, установленную в 2020 году Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2020 года № 797
«О единовременной выплате семьям, имеющим детей».
По итогам за 2021 год бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 9 794,3 млрд рублей, что превысило показатели, утвержденные Законом на 7,6 %, из них по распределительной составляющей 9 750,4 млрд рублей (108,0 % к показателю, утвержденному Законом).
Расходы бюджета Фонда за 2021 год составили 10 125,1 млрд рублей (105,5 % к показателю, утвержденному Законом), из них по распределительной составляющей 10 088,8 млрд рублей (105,4 % к показателю, утвержденному Законом).
Общий дефицит бюджета Фонда за 2021 год составил 330,8 млрд рублей из них дефицит по распределительной составляющей 338,4 млрд рублей и профицит по накопительной составляющей 7,6 млрд рублей.
Сумма межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, составила 3 769,6 млрд рублей (112,6 % к показателю, утвержденному Законом), в том числе: на выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат, финансируемых за счет средств федерального бюджета, 2 213,5 млрд рублей; на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОПС для отдельных категорий плательщиков 478,0 млрд рублей; на ОПС 254,5 млрд рублей. Доля межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, снизилась с 46,5 % в 2020 году до 38,5 % в 2021 году, в том числе за счет существенного в 6,7 раза уменьшения трансферта на ОПС в связи с предоставлением в конце 2020 года из резервного фонда Правительства Российской Федерации на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в 2021 и 2022 годах средств в сумме 941 млрд рублей. Остаток средств по распределительной составляющей на начало 2021 года составлял 901 млрд рублей. Увеличение в общем объеме доходов Фонда трансферта на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОПС более чем в 6 раз относительно 2020 года, обусловлено ростом числа категорий плательщиков страховых взносов, применяющих пониженный тариф страховых взносов на ОПС, за счет включения в их число плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства.
Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации поступили в сумме 2,2 млрд рублей.
Налоговые и неналоговые доходы Фонда составили в 2021 году 6 017,7 млрд рублей.
Доходы Фонда от безвозмездных поступлений в 2021 году составили 5 603,2 млрд рублей.
Доля доходов бюджета Фонда от страховых взносов на ОПС в общем объеме доходов Фонда составила в 2021 году 61,1 % или 5 962,4 млрд рублей. При этом фактическое поступление страховых взносов на ОПС превысило бюджетные назначения на 105,2 %, что позволило обеспечить страховые пенсии поступившими страховыми взносами на 76,4 % (в 2020 году обеспеченность составила 73,0 %). Объем страховых взносов в 2021 году превысил поступления 2020 года на 513,6 млрд рублей или на 9,4 %.
На исполнение публичных нормативных обязательств в 2021 году направлено 9 989,3 млрд рублей.
Общая численность пенсионеров за 2021 год снизилась на 1 млн человек и составила на конец года 42,1 млн человек, из них получателей страховой пенсии по старости 34,8 млн человек.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» с 1 января 2021 года стоимость одного пенсионного коэффициента установлена в размере 98,86 рублей, а размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 6 044,48 рублей. В результате этого размеры страховых пенсий 31,8 млн неработающих пенсионеров проиндексированы на 6,3 % и средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров составил 17 533 рублей (+1 029 рублей к 2020 году), а среднегодовой размер страховой пенсии по старости превысил размер прожиточного минимума пенсионера в 1,7 раза. Расходы на индексацию страховых пенсий неработающим пенсионерам составили в 2021 году 388,5 млрд рублей (в 2020 году – 374,3 млрд рублей).
Соотношение среднегодового размера страховой пенсии по старости с номинальной начисленной среднемесячной заработной платой (коэффициент замещения) составило в 2021 году 31,0 % (в 2020 году – 31,2 %).
Численность получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению составила 3,9 млн человек, из них получатели социальной пенсии – 3,3 млн человек, что на 44,6 тыс. человек больше, чем в 2020 году. Средний размер социальной пенсии увеличился на 347 рублей и на конец года составил 10 178 рублей. Расходы на увеличение указанных пенсий составили 13,1 млрд рублей.
Размеры социальных пенсий с 1 апреля 2021 года проиндексированы на 3,4 % исходя из темпов роста прожиточного минимума пенсионера (далее – ПМП) в Российской Федерации за 2021 год (темп роста ПМП, учтенного при формировании бюджета на 2021 год прогнозировался на уровне 2,6 %). Соотношение среднего размера социальной пенсии с величиной ПМП за 2021 год составило 101,6 %.
С 1 августа 2021 года осуществлен беззаявительный перерасчет страховых пенсий на основании поступивших в 2020 году за застрахованное лицо страховых взносов, не учтенных при назначении пенсии или корректировке размеров пенсий, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета. Увеличение размера страховой пенсии в среднем составило 197 рублей. Расходы составили 10,1 млрд рублей.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации с 1 февраля 2021 года размеры ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и пособие на погребение увеличены на 4,9 %.
Расходы бюджета Фонда на пенсионное обеспечение в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличились на 756,1 млрд рублей и составили 8 780,4 млрд рублей (103,8 % к показателю, утвержденному Законом).
В целях предоставления мер социальной поддержки гражданам, получающим пенсию, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2021 года № 486 «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» осуществлена единовременная денежная выплата пенсионерам в размере 10 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета. Расходы на указанные выплаты составили 429,7 млрд рублей.
Расходы на выплату страховых пенсий в 2021 году в сумме 7 691,1 млрд рублей, которые составляют основную долю среди расходов на пенсионное обеспечение, по сравнению с 2020 годом увеличились на 276,1 млрд рублей.
Расходы на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии, объем которых в году составил 78,8 млрд рублей (90,2 % к показателю, утвержденному Законом), произведены за счет средств федерального бюджета в сумме 87,4 млрд рублей. Количество получателей указанной выплаты составило на конец года 2,8 млн человек, что 0,1 млн человек меньше, чем на конец 2020 года. Средний размер доплаты составил 2 169 рублей.
Неполное исполнение плановых показателей связано со снижением числа получателей доплаты против запланированного на 470,9 тыс. человек (2,8 млн человек против 3,3 млн человек, учтенных при формировании бюджета в связи с изменением ПМП по субъектам с 1 января 2021 года (с 66 регионов, учтенных при формировании бюджета до 55 регионов).
Расходы на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года в 2021 году составили 3,8 млрд рублей, и из федерального бюджета на указанные цели перечислено 4,7 млрд рублей, компенсация предоставлена 233,6 тыс. человек, что на 68,1 тыс. человек больше, чем в 2020 году.
На выплату материнского (семейного) капитала (далее – МСК) из федерального бюджета в 2021 году поступили средства в объеме 333,1 млрд рублей.
Расходы за этот же период составили 399,0 млрд руб. или 90,0 % от бюджетных назначений, что обусловлено заявительным характером указанной выплаты. На осуществление указанной выплаты привлекались переходящие остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2021 года.
Основная часть расходов по указанной статье (361,1 млрд рублей или 90,5 %) приходится на направление средств МСК на улучшение жилищных условий, в том числе 281,6 млрд рублей – на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, полученным на приобретение или строительство жилья из средств МСК. Размер МСК в 2021 году установлен с учетом темпа роста инфляции 3,7 % и составил:
483 881,83 рубля при условии рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года, а также при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно;
639 431,83 рубля в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 1 января 2020 года, а также в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло.
Расходы на реализацию дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, составили 259,2 млрд рублей, в том числе:
209,5 млрд рублей – на единовременную выплату в размере 10 тыс. рублей на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, а также инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 до 23 лет, и обучающимся по основным общеобразовательным программам, либо одному из их родителей;
47,4 млрд рублей – на выплату ежемесячного пособия на каждого ребенка в возрасте от 8 до 17 лет семьям с единственным родителем таких детей или родителем (законным представителем) таких детей, в отношении детей которых предусмотрена уплата алиментов, со среднедушевым доходом на семью, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации, в размере 50 % величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации;
2,3 млрд рублей – на единовременные выплату в размере 10 тыс. рублей на детей в возрасте от 0 до 16 лет и от 3 до 16 лет гражданам, не получившим указанные социальные выплаты в 2020 году.
Кроме того, осуществлялись расходы на выплату ежемесячного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту их жительства (пребывания) или фактического проживания, в размере 50 % величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», которые составили 4,4 млрд рублей.
Численность женщин, которым назначено указанное пособие, составила в 2021 году 196,8 тыс. человек.
Расходы на финансово-хозяйственную деятельность Фонда в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличились на 0,6 млрд рублей и составили 118,3 млрд рублей. Основную долю в данных расходах составили расходы на выплаты персоналу в сумме 70,6 млрд рублей, увеличившись на 3,6 % по сравнению с 2020 годом. В результате оптимизации сети территориальных органов путем присоединения управлений, центров по выплате пенсий и отделов к отделениям Фонда за 2021 год количество подведомственных учреждений сократилось с 942 до 11 единиц.
Остаток средств бюджета Фонда по распределительной составляющей за 2021 год уменьшился на 37,6 % и по состоянию на 1 января 2022 года составил 563,0 млрд рублей.
Исполнение бюджета Фонда по накопительной составляющей по доходам составило 43,9 млрд рублей, по расходам – 36,3 млрд рублей, профицит – 7,6 млрд рублей.
В 2021 году Фондом принято 127,9 тыс. заявлений застрахованных лиц, связанных с реализацией прав при формировании накопительной пенсии. Положительные решения приняты по 134,6 тыс. заявлений (из них 25,6 тыс. заявлений 2017 года), в том числе о переходе из Фонда в НПФ, осуществляющий деятельность по ОПС, – 19,3 тыс. (или 14,3 %), из них: о досрочном переходе – 10,7 тыс.; о переходе из НПФ в Фонд – 76,3 тыс. (или 56,7%), из них: о досрочном переходе – 61,1 тыс.; о переходе из НПФ в другой НПФ – 38,3 тыс. (или 28,5%), из них: о досрочном переходе – 36,5 тыс.; о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) – 0,7 тыс. (или 0,5%).
Выплаты накопительной пенсии в 2021 году составили 1,2 млрд рублей. Расходы по срочной пенсионной выплате составили 0,9 млрд рублей. Единовременная выплата средств пенсионных накоплений составила 23,3 млрд рублей. Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в установленном порядке составили 5,5 млрд рублей.
Средний размер накопительной пенсии составил 1 092,42 рубля, срочной пенсионной выплаты – 2 054,67 рублей, а число получателей – 93,7 тыс. человек и 37,0 тыс. человек соответственно. Средний размер единовременной выплаты средств пенсионных накоплений и количество решений на 1 января 2022 года составили 14 539,53 рубля и 11,6 млн решений, по второй единовременной выплате средств пенсионных накоплений – 32 072,38 рубля и 465 тыс. решений соответственно. Количество решений и средний размер по выплатам правопреемникам умерших застрахованных лиц за 2021 год составили соответственно 222,7 тыс. решений и 24 665,66 рубля.
Объем средств пенсионных накоплений на 1 января 2022 год составил 1 115,0 млрд рублей, что на 35,5 млрд рублей меньше бюджетных назначений (1 150,6 млрд рублей).
Счетной палатой Российской Федерации по результатам проверки подтверждаются показатели по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета Фонда. При составлении годовой бюджетной отчетности выявлен ряд несущественных нарушений, отмечены нарушения при организации ведения бюджетного учета, а также при реализации законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Проект Федерального закона был подготовлен в соответствии с установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации принципами бюджетной системы Российской Федерации.
Все обязательства перед пенсионерами и получателями социальных выплат в 2021 году Фондом выполнены в полном объеме. Индексация пенсий, пособий, социальных выплат осуществлена в установленные законодательством сроки.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон вступает в силу в общеустановленном порядке, по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2021 год», принятый Государственной Думой.
| ||
Председатель комитета | [SIGNERSTAMP1]
Место для УКЭП | И.Ю. Святенко |