Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2021 год»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «Об исполнении бюджета
Фонда социального страхования Российской Федерации
за 2021 год»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2021 год» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой
30 июня 2022 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 28 мая 2022 года и принят 30 июня 2022 года. Поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.

Федеральный закон по результатам деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) в 2021 году утверждает отчет и показатели по исполнению Федерального закона от 8 декабря 2020 года № 390-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – Закон).

Доходы Фонда за 2021 год составили 1 428,5 млрд рублей (в 1,8 раза больше показателя, утвержденного Законом). Рост доходов Фонда по сравнению с 2020 годом на 525 млрд рублей обусловлен поступлениями межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Расходы бюджета Фонда за 2021 год составили 1 316,9 млрд рублей
(в 1,6 раза больше к показателю, утвержденному Законом). Рост расходов Фонда по сравнению с 2020 годом на 278,1 млрд рублей обусловлен увеличением размеров пособий и социальных выплат в связи с их индексацией, а также осуществлением выплат медицинским и социальным работникам в условиях пандемии коронавируса с начала 2021 года, в то время как в 2020 году указанные выплаты осуществлялись в конце года.

Комитет отмечает, что назначение и выплату государственных пособий во всех субъектах Российской Федерации с 1 января 2021 года осуществляют территориальные органы Фонда, страховые взносы в бюджет Фонда работодатели уплачивают в полной сумме, в которой они начислены. При исполнении бюджета Фонда прекращено действие зачетного механизма (осуществление выплаты государственных социальных пособий работодателями и возмещение Фондом их затрат на указанные выплаты по зачетному механизму в счет начисленных и подлежащих уплате в бюджете Фонда страховых взносов).

Поступления от страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили в 2021 году 724,6 млрд рублей, что на 31 млрд рублей больше поступлений 2020 года (693,6 млрд рублей). Увеличение поступлений страховых взносов обусловлено увеличением фонда заработной платы, на который начисляются взносы.

В 2021 году действовала предельная величина базы для уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством исходя из установленного подпунктом 2 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации тарифа 2,9% в размере 966 тыс. рублей (в 2020 году – 912 тыс. рублей).

В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах отдельные плательщики осуществляли уплату страховых взносов по пониженным тарифам. Для плательщиков, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации субъектами малого и среднего предпринимательства, в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, составившей в 2021 году
12 792 рубля, уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 году отменена.

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохранены на уровне 2006 года (от 0,2 % до 8,5 %) и дифференцированы по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска (32 класса). Средний размер тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен в 2021 году 0,51 % (в 2020 году – 0,50 %).

Снижение доходов от размещения средств резерва (временно свободных средств Фонда, сформированных на начало 2021 года за счет поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 37 млрд рублей), объем которых в 2021 году составил 0,5 млрд рублей (27,2 % суммы прогнозируемого дохода), согласно отчету Фонда, об исполнении бюджета на 1 января 2021 года, обусловлено направлением страхового резерва на покрытие дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Объем межбюджетных трансфертов, поступивших в Фонд в 2021 году составил 774,8 млрд рублей, что по сравнению с 2020 годом больше на 612,4 млрд рублей, в том числе:

13,2 млрд рублей (в 2020 году – 13,6 млрд рублей) – из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни;

761,5 млрд рублей (в 2020 году – 148,7 млрд рублей) – из федерального бюджета и резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Основное увеличение составили межбюджетные трансферты, предназначенные на обеспечение социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций в условиях пандемии коронавируса (увеличение на 317,1 млрд рублей по сравнению с 2020 годом), сбалансированности бюджета Фонда (в 2020 году межбюджетный трансферт не предоставлялся), компенсации выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (увеличение на 91,6 млрд рублей по сравнению с 2020 годом), инвалидов техническими средствами реабилитации (увеличение на 9,6 млрд рублей по сравнению с 2020 годом).

В 2021 году из бюджета Фонда неиспользованные средства межбюджетных трансфертов были возвращены в федеральный бюджет в сумме 8,4 млн рублей (в 2020 году – 446 млн рублей) и в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования средства, неправомерно израсходованные учреждениями здравоохранения за прошлые периоды в сумме 276,3 млн рублей (в 2020 году – 221,3 млн рублей).

В 2021 году по сравнению с 2020 годом произошло увеличение расходов бюджета Фонда на 278,1 млрд рублей или в 1,27 раза, что обусловлено повышением размеров пособий в связи с их индексацией на 4,9 % (в 2020 году – на 3 %), осуществлением выплат медицинским и социальным работникам в условиях пандемии коронавируса с начала 2021 года, в то время как в 2020 году указанные выплаты осуществлялись в конце года.

В 2021 году по сравнению с 2020 годом объем расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, увеличился на 9 млрд рублей и составил 41,2 млрд рублей. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 29 сентября 2021 года инвалидам предоставлена возможность приобретения (оплаты) технических средств реабилитации (по установленному перечню) с использованием электронного сертификата за счет бюджетных средств. Если стоимость технических средств реабилитации превышает предельную стоимость, определенную в установленном порядке, разница в стоимости оплачивается за счет собственных средств без получения компенсации. Указанное право реализуется путем направления заявления на получение, замену или ремонт технического средства реабилитации, а также на получение компенсации расходов, в том числе за проезд к месту нахождения организации, где осуществляется получение данного средства, на портале государственных и муниципальных услуг. Образовавшийся по состоянию на 1 января 2022 года в результате неполного использования федеральных средств остаток в сумме
1,1 млрд рублей, использование которого предусмотрено Фондом на указанные цели в 2022 году, в том числе на завершение расчетов по договорам, заключенным в 2021 году, связан с отказами инвалидов от получения технических средств реабилитации в рамках действующих контрактов, с неисполнением поставщиками своих обязательств, а также с введением ограничительных мер в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции.

Расходы на финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств составили в 2021 году 926,5 млрд рублей (в 2020 году – 889 млрд рублей) и увеличились по сравнению с 2020 годом на 37,5 млрд рублей в основном за счет увеличения расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, работающим в возрасте 65 лет и старше в период их нахождения на карантине в связи с ограничениями в условиях пандемии коронавируса.

Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 844,2 млрд рублей
(в 2020 году – 819,6 млрд рублей).

Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности
составили 521,4 млрд рублей (в 2020 году – 510,8 млрд рублей). Счетной палатой Российской Федерации по результатам мониторинга перехода медицинских организаций на формирование листков нетрудоспособности в форме электронного документа отмечается, что на конец 2021 года 98 % всех медицинских организаций в Российской Федерации готовы к переходу на оформление электронных листков нетрудоспособности.

Расходы на выплату пособий по материнству в 2020 году составили 308,8 млрд рублей (в 2020 году – 294,3 млрд рублей) и увеличились по сравнению с 2020 годом на 14,5 млрд рублей в связи с их индексацией, а также осуществлением выплаты с 1 сентября 2021 года пособия по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет в размере 100 % среднего заработка.

Упразднение с 1 июля 2021 года единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, выплачиваемого Фондом за счет средств страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обусловило уменьшение расходов Фонда на указанные выплаты, объем которых составил 434,8 млн рублей (85,6% к показателю, утвержденному Законом). В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 мая 2021 года № Пр-753 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года вместо выплачиваемого Фондом единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, предусмотрено с 1 июля 2021 года ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, выплачиваемое Пенсионным фондом Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 107 млрд рублей (на 3,8 % ниже показателя, утвержденного Законом о бюджете), что на 3,5 % больше, чем в 2020 году.

В соответствии с приказом Минтруда России от 30 сентября 2020 года № 687н «Об утверждении критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний» с 1 июля 2021 года степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания с учетом имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, непосредственно предшествующую несчастному случаю или заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема (тяжести) выполняемой работы и/или необходимости создания дополнительных условий доступности для выполнения профессиональной деятельности путем изменения условий труда, оснащения (оборудования) специального рабочего места. Так, выделяется четыре степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, которые оцениваются в процентах и устанавливаются в диапазоне от 10 % до 100 % с шагом в 10 %.

Расходы на создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры в 2021 году составили 366,4 млн рублей (в 2020 году – 178,6 млн рублей). По данным Фонда, низкое освоение бюджетных инвестиций, общий объем которых составил 154 млн рублей, в том числе территориальными органами Фонда – 26 млн рублей и центрами реабилитации – 128 млн рублей, обусловлено отказом подрядчиков выполнять договорные обязательства в связи со значительным ростом стоимости строительных материалов.

В 2021 году объем расходов на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно
составил 6,2 млрд рублей (в 2020 году – 4,2 млрд рублей). Всего выдано
186,6 тыс. путевок. При этом по состоянию на 1 января 2022 года число граждан льготной категории, подавших заявления на получение путевок санаторно-курортное лечение и ожидающих их получения, составляет 530,62 тыс. человек.

Дополнительно отмечаем целесообразность внесения изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих совершенствование механизма реализации прав отдельных категорий граждан на получение в рамках набора социальных услуг санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно, а также выделения на указанные цели дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

В 2021 году Фонд в рамках осуществления функции по выплате капитализированных повременных платежей (в случае, когда обязательства по их выплате в соответствии с законодательством от должника, который несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, переходят
к Российской Федерации) произвел их выплату 219 застрахованным лицам
на сумму 61 млн рублей (в 2020 году произведены выплаты 62 получателям
на сумму 8,95 млн рублей).

Объем расходов на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов в 2021 году составил 25 млрд рублей (в 2020 году – 28,8 млрд рублей).

Кредиторская задолженность Фонда перед страхователями на начало
2021 года составила 132,4 млрд рублей, в том числе переплата страховых взносов, подлежащая учету налоговыми органами в счет их предстоящей уплаты, в сумме 37,1 млрд рублей и превышение расходов над начисленными страховыми взносами, подлежащее возмещению Фондом, в сумме 95,4 млрд рублей. При этом Фонд уменьшил объем кредиторской задолженности перед страхователями
в 2021 году на 72,6 млрд рублей.

Фонд в 2021 году в полном объеме обеспечил выполнение возложенных на него обязательств по обязательному социальному страхованию и делегированных Фонду государственных функций.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2021 год», принятый Государственной Думой.

 

 

Председатель комитета

[SIGNERSTAMP1]

 

Место для УКЭП

 

 

 

И.Ю. Святенко