Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 30 июня 2022 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 28 мая 2022 года и принят Государственной Думой 30 июня 2022 года. Поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.

Федеральный закон, по результатам деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) в 2021 году, утверждает отчет и показатели по исполнению Федерального закона от 8 декабря 2020 года № 391-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – Закон) с учетом внесенных изменений в течение отчетного года в сводную бюджетную роспись бюджета Фонда и сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2021 год в части межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда.

Исполнение бюджета Фонда в 2021 году, как и годом ранее, осуществлялось в условиях ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции и установлением дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предприятий и отраслей экономики в целях снижения влияния негативных последствий пандемии.

По итогам 2021 года бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 2 631,4 млрд рублей (103,9 % к показателю, утвержденному Законом). По сравнению с 2020 годом доходы бюджета Фонда увеличились на 238,7 млрд рублей или на 10 %.

Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда в 2021 году составил 294,9 млрд рублей (100,6 % к показателю, утвержденному Законом), что на 47,2 млрд рублей или на 19 % больше, чем в 2020 году.

Расходы бюджета Фонда за 2021 год составили 2 569,5 млрд рублей (100,9 % к показателю, утвержденному Законом). По сравнению с 2020 годом расходы бюджета Фонда увеличились на 209,1 млрд рублей или на 8,9 %.

Бюджет Фонда за 2021 год исполнен с профицитом в размере 61,9 млрд рублей при планируемом дефиците в сумме 11,6 млрд рублей.

Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) в ходе проверки исполнения бюджета отмечалось, что значительное превышение фактических доходов над утвержденными показателями свидетельствует о низком уровне реалистичности расчета доходов при формировании бюджета Фонда на 2021 год. Сложившийся профицит увеличил остаток средств на счете Фонда по состоянию на 1 января 2022 года по сравнению с остатками на начало 2021 года (68,6 млрд рублей) до 130,5 млрд рублей, которые Счетной палатой предлагалось использовать в 2022 году на реализацию мер, направленных на решение задач по поддержанию финансовой устойчивости системы ОМС в условиях новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Основным источником формирования доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее — страховые взносы на ОМС), доля которых в общем объеме доходов Фонда в 2021 году составила 88 % (в 2020 году – 89,1 %). Страховые взносы на ОМС в 2021 году поступили на общую сумму 2 316,1 млрд рублей (103,5 % к показателю, утвержденному Законом), в том числе:

поступления от страховых взносов на ОМС работающего населения — 1 532,8 млрд рублей (105,4 % к показателю, утвержденному Законом);

поступления от страховых взносов на ОМС неработающего населения – 783,3 млрд рублей (100 % к показателю, утвержденному Законом).

Страховые взносы на ОМС неработающего населения за 2021 год уплачены всеми субъектами Российской Федерации, задолженность по их уплате отсутствует.

Общий объем поступлений налогов на совокупный доход в 2021 году составил 7,9 млрд рублей, что в 2,1 раза выше утвержденного объема и сформировался, в основном, за счет поступлений от применения плательщиками специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в сумме 7,9 млрд рублей в связи с ростом численности на 1 039,9 тыс. человек и налоговой базы на 587,9 млрд рублей.

В заключении Счетной палаты отмечено, что данные об утвержденных и фактически поступивших доходах от налога на профессиональный доход и отмененных налоговых доходах могут свидетельствовать о неэффективности применяемой методики прогнозирования указанного дохода, а также низком качестве его прогнозного расчета, что противоречит принципу достоверности бюджета, установленного статьей 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет, объем которых в 2021 году составил 15,4 млрд рублей, в том числе за счет возврата остатков межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение организаций ОМС на территориях субъектов Российской Федерации в сумме 1,6 млрд рублей и на финансовое обеспечение формирования нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС в сумме 12,8 млрд рублей.

Объем межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2021 году из федерального бюджета бюджету Фонда, увеличился по сравнению с 2020 годом на 47,1 млрд рублей или на 19 % и составил 294,9 млрд рублей (100 % от утвержденного объема), в том числе:

на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения) – 140,0 млрд рублей;

на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата) – 117,6 млрд рублей;

на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей – 35,5 млрд рублей;

на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с тем, что суммы доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не подлежат обложению страховыми взносами – 39,4 млн рублей;

на финансовое обеспечение мероприятий по модернизации государственной информационной системы ОМС и организацию ее информационного взаимодействия с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 года № 3706-р – 1,8 млрд рублей.

Субвенции на осуществление переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, составившие в 2021 году основную долю (88,6 %, в 2020 году 94,3 %) в расходах бюджета Фонда в сумме 2 276,8 млрд рублей, увеличились по сравнению с 2020 годом на 51,4 млрд рублей или на 2,3 %. Подушевой норматив в 2021 году составил 13 078,6 рублей.

В целях обеспечения охраны здоровья населения и предотвращения распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2021 году нормативными актами Правительства Российской Федерации были утверждены объемы дополнительного финансового обеспечения медицинских организаций в 2021 году в общем размере 288,7 млрд рублей (распоряжения Правительства Российской Федерации: от 13 февраля 2021 года № 348-р – 29,0 млрд рублей; от 13 февраля 2021 года № 347-р – 4,7 млрд рублей; от 25 июня 2021 года № 1722-р – 25,0 млрд рублей; от 20 июля 2021 года № 1997-р – 85,0 млрд рублей, от 26 октября 2021 года № 3025-р – 56,0 млрд рублей и от 4 декабря 2021 года № 3448-р – 89,0 млрд рублей).

С 2021 года Фонд осуществляет оплату специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями в условиях дневного и круглосуточного стационара в рамках базовой программы ОМС. На эти цели в нормированном страховом запасе Фонда были предусмотрены средства в сумме 119,4 млрд рублей, а также еще 25,0 млрд рублей остатков средств бюджета Фонда на 1 января 2021 года перечислены в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2021 года № 1733-р.

По итогам 2021 года общее количество госпитализаций, оказанных федеральными медицинскими организациями, составило 1 803,4 тыс. случаев и федеральным медицинским организациям в 2021 году перечислено 126,9 млрд рублей (106,2 % к утвержденному объему). При этом, расходы на вышеуказанные цели неисполнены на 17,5 млрд рублей или на 12,2 %.

Счетная палата отмечает, что планирование финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, осуществлялось Фондом без учета фактической потребности. Также установлены нарушения договорных отношений между Фондом и федеральными медицинскими организациями:

во всех договорах (более 320 договоров) не установлены плановые показатели оказания медицинской помощи на 2021 год;

в нарушение договоров не проводилась годовая сверка финансового обеспечения медицинских организаций, а также оплата медицинской помощи производилась ранее проведения медико-экономического контроля.

В 2021 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета Фонда направлено 109,7 млрд рублей на оплату 315,9 тыс. случаев (на 4,7 % выше уровня 2020 года – 301,8 тыс. случаев) ее оказания федеральными государственными учреждениями на сумму 108,1 млрд рублей и 600 случаев – частными медицинскими организациями на сумму 1,6 млрд рублей (из запланированных 2,5 млрд рублей). Невостребованный частными медицинскими организациями остаток средств субсидии в размере 0,9 млрд рублей был направлен на оплату оказанной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями.

Фактические расходы бюджета Фонда в 2021 году на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний составили 502,9 млн рублей или 42,5 % от утвержденного объема. Низкое исполнение обусловлено неполным использованием территориальными фондами ОМС иных межбюджетных трансфертов, в том числе из‑за приостановления проведения диспансеризации по решениям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации в условиях введения ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В нормированном страховом запасе бюджета Фонда в 2021 году также было предусмотрено 18,3 млрд рублей на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала. В бюджеты территориальных фондов ОМС для приема на работу 14 193 врачей и 25 886 специалистов из числа среднего медицинского персонала направлено 14,7 млрд рублей, или 80,4 % от утвержденного объема и 94,5 % от уровня 2020 года. Из зарезервированных в размере 3,7 млрд рублей (20 % от утвержденного объема) использовано лишь 0,4 % по заявкам от территориальных фондов ОМС Республики Хакасия, Самарской, Смоленской, Тюменской, Челябинской областей и Ханты-Мансийского автономного округа. Основными причинами низкого освоения средств на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в субъектах Российской Федерации являются трудовая миграция медицинских работников в субъекты Российской Федерации с более высоким уровнем оплаты труда; переход медицинских работников в частные или ведомственные медицинские организации; переход медицинских работников из амбулаторного звена государственных медицинских организаций в инфекционные госпитали в условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией; выход на пенсию и увольнение медицинских работников старшего возраста в связи с повышением интенсивности труда, сложной эпидемиологической обстановкой; невыполнение выпускниками медицинских высших учебных заведений обязательств по договору о целевом обучении в части последующего трудоустройства в государственные учреждения здравоохранения.

Расходы на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни в 2021 году составили 13,3 млрд рублей (100 % от запланированного объема). Заявки Фонда социального страхования Российской Федерации профинансированы в полном объеме.

Также полностью обеспечены заявки территориальных фондов ОМС на изготовление и доставку в 2021 году 8,6 млн полисов ОМС единого образца (4 млн – электронные, 4,6 млн – бумажные) на сумму 1,1 млрд рублей (86,1 % от размера, утвержденного Законом).

В 2020 году при осуществлении мероприятий по модернизации государственной интегрированной информационной системы в сфере ОМС (далее – ГИС ОМС) и организации ее информационного взаимодействия с единой государственной информационной системой показатели результативности использования межбюджетного трансферта не были достигнуты. В 2021 году Фондом на эти же цели использовано 438,5 млн рублей или 72,3 %. Кроме того, полностью не использован межбюджетный трансферт на модернизацию ГИС ОМС в размер 1,8 млрд рублей.

Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2021 году составили 996,5 млн рублей, или 108,6 % к объемам, утвержденным Законом (918,0 млн рублей), что обусловлено увеличением на 50 человек предельной штатной численности работников Фонда.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон вступает в силу в общеустановленном порядке, по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год», принятый Государственной Думой.

 

Председатель комитета


И.Ю. Святенко