Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 51 и 80 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 51 и 80

Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан

в Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 51 и 80 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 6 июля 2022 года.

Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, М.В. Тарасенко, сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, И.В. Рукавишниковой, а также М.А. Львовой-Беловой в период исполнения ею полномочий сенатора Российской Федерации 3 сентября 2021 года, принят 15 февраля 2022 года в первом чтении, 5 июля 2022 года во втором чтении и 6 июля 2022 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенатором Российской Федерации И.А. Петиной в Государственную Думу направлены две поправки, которые были приняты.

Федеральный закон закрепляет дополнительные гарантии для детей-инвалидов, имеющих существенные нарушения жизнедеятельности, в период их пребывания в стационарных медицинских организациях. С этой целью Федеральный закон вносит изменение в статью 51 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ), в соответствии с которым одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю (далее – родители) дается право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях независимо от его возраста в течение всего периода лечения.

В соответствии с Федеральным законом плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания не будет взиматься с родителей при совместном нахождении с ребенком-инвалидом, который в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка инвалида, выданной по результатам проведения медико-социальной экспертизы, имеет определенные ограничения основных категорий жизнедеятельности человека второй и (или) третьей степени выраженности (ограничения к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению, контролю поведения) независимо от его возраста.

Также Федеральным законом закрепляется в статье 80 Федерального закона № 323-ФЗ корреспондирующее изменение, устанавливающее, что при оказании медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи оплата из личных средств родителей детей-инвалидов, имеющих существенные нарушения жизнедеятельности, на создание условий пребывания не взимается.

В соответствии с действующим законодательством с родителей детей-инвалидов, если они старше четырех лет или не имеют медицинских показаний, при совместном пребывании в стационаре взимается плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания.

Федеральный закон будет способствовать созданию комфортных условий для детей-инвалидов, проходящих лечение в стационарах, позволит родителям детей-инвалидов, имеющих существенные нарушения жизнедеятельности, находиться рядом, оказывать необходимую помощь при проведении лечебных процедур, а также морально поддерживать своих детей, что необходимо для успешного лечения.

Для реализации Федерального закона потребуются дополнительные расходы, финансируемые за счет средств обязательного медицинского страхования, а при возникновении необходимости дооснащения медицинских организаций зданиями (помещениями) для размещения новой категории граждан потребуются средства федерального и региональных бюджетов на создание, реконструкцию или ремонт соответствующих зданий (помещений). В целях выделения дополнительного финансирования на реализацию вводимых изменений, предусмотрен особый порядок вступления Федерального закона в силу — с 1 января 2023 года.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 51 и 80 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“, принятый Государственной Думой.

 

 

Председатель комитета


И.Ю. Святенко