ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона „Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и статью 261 Федерального закона „О страховых пенсиях“ (проект № 652632–8)
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьями 105 и 106 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона „Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и статью 261 Федерального закона „О страховых пенсиях“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 26 июня 2024 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы депутатами Государственной Думы В.А. Васильевым, В.В. Володиным, В.М. Новиковым и другими 6 июня 2024 года с наименованием «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона „Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и статью 26.1 Федерального закона „О страховых пенсиях“ и принят 25 июня 2024 года в первом чтении, 26 июня 2024 года – во втором и в третьем чтениях. В ходе рассмотрения проекта Федерального закона в Государственной Думе во втором чтении поправки сенаторами Российской Федерации не направлялись.
Федеральный закон направлен на возобновление с 1 января 2025 года индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — работающие пенсионеры), а также на изменение источника финансирования валоризации величины расчетного пенсионного капитала.
С момента введения в 2016 году ограничения на выплату страховых пенсий работающим пенсионерам в части ежегодной индексации, тема возврата к ранее действовавшему порядку одновременной индексации страховых пенсий для всех ее получателей находится под пристальным вниманием и широко обсуждается как гражданами и общественными институтами, так и органами государственной власти. Президент Российской Федерации В.В. Путин 7 июня 2024 года в ходе выступления на XXVII Петербургском международном экономическом форуме поручил возобновить индексацию пенсий работающим пенсионерам.
Федеральным законом устанавливается, что после 1 января 2025 года работающим пенсионерам будет выплачиваться страховая пенсия, а также фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в размере, осуществляемом на 31 декабря 2024 года, и сумма их индексации, осуществляемой после указанной даты.
Сумма такой индексации будет исчисляться исходя из размера назначенной, но не выплачиваемой в период работы страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в котором учтены все предыдущие индексации, законодательно предусмотренные корректировки и перерасчет.
После прекращения работы размер страховой пенсии будет увеличен на суммы индексации и корректировок, имевших место в период осуществления трудовой деятельности до 1 января 2025 года.
Реализация Федерального
закона потребует дополнительных бюджетных ассигнований на возобновление
индексации страховых пенсий работающим пенсионерам (с учетом расходов на доставку): в 2025 году – 96,45 млрд рублей,
в 2026 году – 177,03 млрд рублей, в 2027 году – 260 млрд рублей.
Также Федеральным законом предусматривается исключение предоставления бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации межбюджетного трансферта из федерального бюджета на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала. Необходимый объем средств федерального бюджета на указанные цели будет предоставляться в рамках межбюджетного трансферта на обязательное пенсионное страхование.
Согласно Федеральному закону от 27 ноября 2023 года № 542-ФЗ «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» расходы на валоризацию расчетного пенсионного капитала определены в 2025 году в размере 757,06 млрд рублей, в 2026 году – 739,41 млрд рублей, при этом межбюджетный трансферт на обязательное пенсионное страхование не предусмотрен.
В целях недопущения роста дефицита средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в части обязательного пенсионного страхования расходы на цели, определенные Федеральным законом, необходимо будет предусмотреть при формировании федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 года.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
(комитет – соисполнитель) рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный
закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона „Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и статью 261 Федерального закона „О страховых пенсиях“.