ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по Федеральному закону «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
(проект
№ 481609–8)
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об устранении дублирования полномочий органов полиции и контрольных (надзорных) органов) (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 3 июля 2024 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 9 ноября 2023 года, принят в первом чтении 12 декабря 2023 года, принят во втором и третьем чтениях 3 июля 2024 года. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.
Федеральный закон направлен на устранение дублирования полномочий органов внутренних дел (полиции) и контрольных (надзорных) органов в области производства по делам об административных правонарушениях.
Положениями Федерального закона, в частности, исключаются полномочия органов внутренних дел (полиции) по рассмотрению административных дел о спонсорстве табака — в части привлечения к административной ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков. Такие дела в настоящее время рассматривает также федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
Кроме того, исключается полномочие по составлению органами внутренних дел (полицией) протоколов о нарушениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо выразившихся в невыполнении в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также если указанные действия (бездействия) повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека и не содержат уголовно наказуемого деяния. Такие протоколы в настоящее время также составляют должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Федеральный закон, в случае его принятия, вступит в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».