Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О банках и банковской деятельности“ (проект № 367060–8)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О банках и банковской деятельности“

(проект № 367060–8)

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О банках и банковской деятельности“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 июля 2024 года.

Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, К.М. Бахаревым, О.В. Савченко, А.Н. Свистуновым, О.Д. Димовым, В.С. Макаровым, Н.Г. Цедом, И.Н. Бабичем, А.А. Гетта и сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, М.М. Ульбашевым, А.Д. Артамоновым 26 мая 2023 года и принят в первом чтении 5 декабря 2023 года, во втором и в третьем чтениях – 9 июля 2024 года. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.

Федеральный закон направлен на поддержку малообеспеченных граждан и гарантирует получение ими дохода по банковским счетам и вкладам.

В этих целях предусматривается создание двух специализированных банковских продуктов – социальный банковский счет и социальный банковский вклад, право на открытие которых имеют граждане-клиенты банка, являющиеся получателями мер социальной защиты (поддержки).

Согласно Федеральному закону перечень мер социальной защиты (поддержки), особенности заключения (продления) банковских договоров, порядок подачи заявления гражданином на их оформление и прочие условия, сроки и требования для реализации новых банковских продуктов устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

Кредитная организация не вправе отказаться от заключения договоров с гражданином, соответствующим требованиям, при этом гражданин не вправе иметь более одного действующего договора социального банковского вклада и социального банковского счета. Заключение договоров в пользу третьих лиц не допускается.

Договор социального банковского вклада заключается на срок, равный одному году, с возможностью его продления, пополнения в любое время до максимального размера, который не может превышать 50 тыс. рублей, частичного снятия (перевода) денежных средств со вклада и расторжения договора по инициативе гражданина без уменьшения размера процентной ставки и взимания комиссионного вознаграждения. Размер процентной ставки определяется как максимальный размер процентной ставки по вкладам физических лиц сроком до одного года включительно.

По договорам социального банковского счета не допускается взимание комиссионного вознаграждения за перевод денежных средств с социального банковского счета в размере, не превышающем 20 тыс. рублей в месяц, а также за открытие, обслуживание и пополнение счета, предоставление и использование платежной карты. Начисление процентов производится ежедневно по ставке не менее одной второй действующей на дату начисления процентов ключевой ставки Банка России на остаток денежных средств в размере до 50 тыс. рублей, а свыше данной суммы по ставке, установленной в договоре социального банковского счета. Выплата процентов осуществляется ежемесячно путем перечисления денежных средств на социальный банковский счет.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2025 года. Его положения о договорах социального банковского вклада и социального банковского счета применяются в отношении системно значимых кредитных организаций со дня вступления в силу Федерального закона, а в отношении иных кредитных организаций — с 1 января 2027 года. Положения об использовании для подписания указанных договоров простой электронной подписи применяются до 1 июля 2027 года.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О банках и банковской деятельности“.