Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 594960–8)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(проект № 594960–8)

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьями 105 и 106 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 июля 2024 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 5 апреля 2024 года с наименованием «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона „Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области“ и принят 21 мая 2024 года в первом чтении, 23 июля 2024 года – во втором чтении и 24 июля 2024 года – в третьем чтении. В ходе его подготовки к рассмотрению во втором чтении поправки сенаторами Российской Федерации в Государственную Думу не направлялись.

Положения Федерального закона направлены на усиление социальных гарантий для отдельных категорий граждан, в том числе за счет введения дополнительных мер социальной поддержки.

Для граждан, являющихся инвалидами I группы (за исключением инвалидов с детства I группы, к пенсии которых производится ежемесячная выплата в связи с осуществлением за ними ухода) либо достигших возраста 80 лет, устанавливается надбавка на уход к пенсии в размере 1 200 рублей в месяц с увеличением на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания указанных граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат.

Соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Надбавка на уход подлежит ежегодной индексации в порядке, предусмотренном для индексации размера социальной пенсии, если она установлена к видам пенсий по государственному пенсионному обеспечению, либо в порядке, предусмотренном для индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии, если она установлена к страховой пенсии, поскольку в этом случае надбавка на уход является дополнительным повышением фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Данная надбавка будет устанавливаться с 1 января 2025 года в беззаявительном порядке на основании сведений, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, а ее выплата будет произведена не позднее 1 апреля 2025 года.

Комитет отмечает, что, по сути, надбавка на уход является аналогом ежемесячной компенсационной выплаты, установленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» или ежемесячной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», но будет предоставляться, во‑первых, всем инвалидам I группы и гражданам, достигшим возраста 80 лет, во‑вторых, в беззаявительном порядке и без дополнительных требований и ограничений, и, в‑третьих, надбавка на уход подлежит индексации, что позволит ежегодно актуализировать ее размер и оказывать поддержку лицам, нуждающимся в постороннем уходе в силу заболевания или возраста.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, предусматриваются для получателей средств материнского (семейного) капитала. Внесением изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливается возможность, в случае распоряжения средствами материнского (семейного) капитала не в полном объеме, получения остатков средств в виде единовременной выплаты, если их объем не превышает 10 000 рублей.

Также уточняются положения Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в части ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Устанавливается, что если одному из родителей уже назначено и выплачивается данное единое пособие, то при рождении последующего ребенка оно назначается и выплачивается на тот же период и в том же размере, как и в отношении предыдущих детей.

Изменениями в Федеральный закон от 17 февраля 2023 года № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» периоды прохождения военной или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, приравниваются к периодам прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации», для исчисления страхового стажа при установлении и пересмотре страховых пенсий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 года исключением положений о единовременной выплате остатков средств материнского (семейного) капитала и о приравнивании военной и иных видов службы, которые вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, а также Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитеты–соисполнители) рекомендуют Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».