Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (проект № 577665–8)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (проект № 577665–8)

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 23 июля 2024 года.

Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 18 марта 2024 года с наименованием «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона „О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“ и принят в первом чтении 25 июня 2024 года, во втором и в третьем чтениях – 23 июля 2024 года. В ходе рассмотрения проекта Федерального закона во втором чтении в Государственной Думе приняты поправки сенаторов Российской Федерации.

Федеральный закон подготовлен в целях реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, а также в целях исполнения отдельных поручений Правительства Российской Федерации.

В рамках вопросов ведения Комитета Совета Федерации по социальной политике отмечаем следующее.

Федеральным законом для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, устанавливается возможность в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах указывать номер записи единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, вместо идентификационного номера налогоплательщика или своих персональных данных.

В части налогообложения по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) произведена систематизация видов компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления. Не подлежат налогообложению выплаты, связанные с увольнением физических лиц, за исключением сумм выплат в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (дохода, денежного довольствия), исчисляемого в порядке, аналогичном применяемому при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а для физических лиц, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — в части, превышающей шестикратный размер такого среднего месячного заработка (дохода, денежного довольствия).

Доходы граждан в виде жилого помещения (земельного участка), полученного из государственной или муниципальной собственности с частичной их оплатой, освобождаются от уплаты НДФЛ также, как и в случае бесплатного получения указанного недвижимого имущества. Также установлены особенности налогообложения НДФЛ доходов от продажи жилых помещений, приобретенных в результате раздела (объединения, выделения доли из жилого помещения, перепланировки) ранее приобретенных жилых помещений, и определены условия исчисления единого срока владения жилым помещением, приобретенным в собственность семьи с использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, для взрослых членов семьи и несовершеннолетних детей при реализации такого помещения. Законодательным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право уменьшать минимальный предельный срок владения объектами недвижимого имущества для целей налогообложения.

Стандартный налоговый вычет, предоставляемый родителю или опекуну ребенка-инвалида, будет предоставляться им и далее в том же размере при смене категории инвалидности на «инвалид с детства».

Социальный налоговый вычет в сумме расходов на оплату медицинских услуг, оказанных подопечным и детям (в том числе усыновленным), признанным судом недееспособными, а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных указанным лицам лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств, будет предоставляться вне зависимости от возраста таких лиц.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, смогут применять профессиональный налоговый вычет в размере 20% общей суммы доходов в случае отсутствия возможности документального подтверждения своих расходов.

Также Федеральным законом уточняются сроки направления в налоговые органы плательщиками страховых взносов, не осуществляющими деятельность в течение отдельных «нестраховых» периодов, заявления об освобождении от уплаты страховых взносов за указанные периоды и подтверждающих эти периоды документов; порядок определения размера дохода для целей уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой, уплачивающими налог на доходы физических лиц.

Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в совокупном фиксированном размере устанавливается на 2025 год в сумме 53 658 рублей, на 2026 год – 57 390 рублей, на 2027 год – 61 154 рубля при величине дохода плательщика за расчетный период не превышающей 300 000 рублей, и в размере 1,0 процента на обязательное пенсионное страхование с суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, не может быть более 300 888 рублей за расчетный период 2025 года, 321 818 рублей за расчетный период 2026 года, 342 923 рубля за расчетный период 2027 года.

В части налога на имущество физических лиц Федеральным законом расширяется перечень льготных категорий граждан. Налоговая льгота будет предоставлена лицам, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции (далее – СВО), а также членам их семей (супругу (супруге), несовершеннолетним детям, детям старше 18 лет, ставшим инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детям в возрасте до 23 лет, обучающимся в образовательных организациях по очной форме обучения, лицам, находящимся на иждивении), в том числе членам семей ветеранов СВО и лицам, погибшим (умершим) в связи с их участием в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики (далее – ДНР), Народной милиции Луганской Народной Республики (далее – ЛНР), воинских формирований и органов ДНР и ЛНР начиная с 11 мая 2014 года. Периодом участия в СВО (при выполнении задач в период проведения СВО) признается налоговый период, в течение которого лицо было привлечено к участию в СВО (при выполнении задач в период проведения СВО) независимо от срока такого участия (выполнения задач) в течение налогового периода.

Кроме того, Комитет отмечает, что Федеральным законом не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе движимого имущества, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества некоммерческой организацией (признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации благотворительным фондом или автономной некоммерческой организацией, образовательной некоммерческой организации, оказывающей не достигшим возраста 18 лет детям и детям-сиротам, и (или) детям-инвалидам, и (или) детям, оставшимся без попечения родителей, на безвозмездной основе услуги в сфере образования по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных лицензией), при условии, что получаемые образовательной некоммерческой организацией доходы, подлежащие налогообложению налогом на прибыль организаций не превышают 1 процента от суммы целевых поступлений на содержание этой образовательной некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности за налоговый период по налогу на прибыль организаций; а также выполнение работ (оказание услуг) на безвозмездной основе автономной некоммерческой организацией по эксплуатации и ремонту указанного движимого и недвижимого имущества.

Помимо этого, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду автомобилей скорой медицинской помощи с экипажем (водителем) медицинским организациям государственной и муниципальной системы здравоохранения в целях оказания указанными медицинскими организациями услуг скорой медицинской помощи населению; а также услуг по перевозке автомобилями скорой медицинской помощи бригад скорой медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию граждан, по договорам с медицинскими организациями государственной и муниципальной системы здравоохранения в целях оказания указанными медицинскими организациями услуг скорой медицинской помощи населению.

Меры, установленные Федеральным законом, будут способствовать улучшению социально-экономического положения Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».