Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления обязательных требований к некурительной табачной продукции)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации»

(в части установления обязательных требований

к некурительной табачной продукции)

 

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 июля 2024 года.

Проект названного Федерального закона (№ 99437–8) был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации с наименованием «О внесении изменений в Федеральный закон „Технический регламент на табачную продукцию“ 4 апреля 2022 года, принят в первом чтении 21 июня 2022 года, во втором чтении – 23 июля 2024 года, в третьем чтении – 24 июля 2024 года. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению сенаторами Российской Федерации И.Ю. Святенко, О.В. Хлякиной направлялись 4 поправки, две из которых приняты.

Федеральный закон разработан в целях приведения нормативной правовой базы Российской Федерации в соответствие с техническими регламентами и нормативными документами Евразийского экономического союза.

Для данных целей вносятся изменения в Федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (далее – Федеральный закон № 268-ФЗ), Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее — Федеральный закон № 15-ФЗ), Федеральный закон от 13 июня 2023 года № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» (далее — Федеральный закон № 203-ФЗ).

Федеральным законом устанавливаются требования к производству, обороту, учету, оценке соответствия некурительной табачной продукции требованиям Федерального закона № 268-ФЗ.

Федеральному закону № 268-ФЗ присваивается новое наименование – «Технический регламент на некурительную табачную продукцию», из его текста исключаются понятия, касающиеся курительной табачной продукции, так как их определения содержатся в техническом регламенте Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014). Также закрепляются новые понятия, связанные с производством и оборотом некурительной табачной продукции.

Помимо этого Федеральным законом закрепляется перечень веществ, которые не допускается использовать в качестве ингредиентов при производстве некурительной табачной продукции, в том числе веществ, направленных на повышение привлекательности некурительной табачной продукции (пищевых ароматизаторов), а также красителей и добавок, усиливающих табачную (никотиновую) зависимость, перечень которых будет утверждаться Правительством Российской Федерации.

Устанавливается, что содержание никотина в некурительных табачных изделиях не должно превышать 10 миллиграммов на одно изделие.

Федеральным законом определяются способы размещения информации для потребителей некурительных изделий на упаковке этих изделий или на листе-вкладыше, если эту информацию невозможно разместить на упаковке, а также требования к содержанию такой информации, в том числе запрет нанесения на потребительскую упаковку информации, которая прямо или косвенно создает ложное впечатление о том, что данное некурительное табачное изделие является менее вредным для здоровья, чем другие некурительные табачные изделия или табачная продукция.

Оценка соблюдения требований, установленных Федеральным законом, осуществляется в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.

Кроме того, в Федеральном законе № 15-ФЗ определяются понятия «насвай» и «табак сосательный (снюс)», исключенные Федеральным законом из понятийного аппарата Федерального закона № 258-ФЗ, а в Федеральном законе № 203-ФЗ закрепляется запрет производства на территории Российской Федерации насвая и табака сосательного (снюса).

Комитет считает, что принятие Федерального закона будет способствовать эффективному контролю за качеством некурительной табачной продукции, повышению информированности населения Российской Федерации об основных последствиях ее потребления и снижению распространенности потребления некурительной табачной продукции.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

Реализация положений Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.

Правовое управлению Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».