Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 октября 2016 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 1 июня 2016 года и принят 21 октября 2016 года в первом чтении и в целом. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также со статьей 11 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле» в рамках осуществления законодательными (представительными) органами последующего финансового контроля Федеральным законом утверждается отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – Фонд) за 2015 год, утвержденного Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 385-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 20 апреля 2015 года № 96-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов“ (далее — Закон).
Бюджет Фонда исполнен в 2015 году по доходам в сумме 7 126,6 млрд. рублей, что составляет 99,7 % к показателю, утвержденному Законом, и по расходам — в сумме 7 670,3 млрд. рублей или 98,7 % от утвержденных Законом ассигнований.
Общий дефицит бюджета Фонда составил 543,6 млрд. рублей. На покрытие дефицита направлены переходящие остатки средств бюджета на 1 января 2015 года.
На обязательное пенсионное страхование в бюджет Фонда из федерального бюджета перечислен трансферт в сумме 814,2 млрд. рублей. В целом межбюджетные трансферты из федерального бюджета составили 3 088,7 млрд. рублей (43,3 % в общей сумме доходов).
Основная часть доходов бюджета Фонда приходится на распределительную составляющую (не связанную с формированием средств для финансирования накопительной пенсии), и в 2015 году доходы по ней составили 6 957,4 млрд. рублей или 99,3 % к утвержденным показателям.
Тариф страховых взносов в 2015 году сохранялся на уровне 2014–2012 годов и составлял 22 % (в 2011 году – 26 %, в 2010 году – 20 %; в 2009 году – 14 %) в пределах величины облагаемой базы 711 тыс. рублей (2014 год — 624 тыс. руб.), и еще 10 % сверх предельной величины доходов. Для отдельных плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов (172,42 тыс. страхователей или 4,6 % от их общего числа страхователей[1]). В соответствии с законодательством Российской Федерации суммы выпадающих доходов бюджета Фонда компенсируются за счет средств федерального бюджета путем предоставления межбюджетных трансфертов – в 2015 году в сумме 342,9 млрд. рублей (в 2014 году — 288,2 млрд. рублей, в 2013 году — 330,1 млрд. рублей; в 2012 году — 304,4 млрд. рублей).
По данным Счетной палаты Российской Федерации1: общий объем задолженности по страхователям, применяющим пониженные тарифы, на конец 2015 года составил 4,7 млрд. рублей. По итогам 2015 года задолженность данных страхователей увеличилась на 36,0 % (за 2014 год — на 58,1 %). Таким образом, применение указанной меры поддержки страхователей не оказывает положительного влияния на уплату ими страховых взносов. В настоящее время мониторинг эффективности применения пониженных тарифов федеральными органами исполнительной власти не проводится, методика проведения такого мониторинга отсутствует. Дать оценку экономического результата от применения данной меры не представляется возможным.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии поступили в объеме 3 711,9 млрд. рублей. По сравнению с 2014 годом объем поступлений возрос на 4,9 %, что обусловлено увеличением предельной величины налогооблагаемой базы. Коэффициент сбора составил 98,7 процентов. Страховые взносы на накопительную пенсию в 2015 году не поступали в связи с продлением «моратория» на передачу страховых взносов на накопительную пенсию.
Плательщики, не производящие выплаты физическим лицам (далее – самозанятые), в 2015 году (как и в 2014 году) уплачивали страховые взносы в фиксированном размере исходя из одного минимального размера оплаты труда (5 965 рублей) и тарифа 26 процентов с доходов до 300 тыс. рублей. При этом с дохода свыше 300 тыс. рублей в год самозанятые уплачивали 1 % от суммы превышения, но не более 138 628 рублей.
В результате поступления от самозанятых составили 74,7 млрд. рублей. По сравнению с 2014 годом объем поступлений повысился на 28,7 %, что связано с увеличением численности плательщиков на 110,93 тыс. человек, или на 3,05 процента.
По состоянию на 1 января 2016 года численность плательщиков страховых взносов в фиксированном размере составила 3 748,14 тыс. человек. Вместе с тем, недопоступление страховых взносов в 2015 году (86,4 % от прогнозного показателя) объясняется снижением на 60,7 % (с 2,14 млн. граждан до 0,84 млн. граждан) числа граждан, уплативших страховые взносы в размере l % от доходов свыше 300 тыс. рублей, что свидетельствует о снижении доходов данной категории плательщиков страховых взносов1.
Общий объем поступлений на обязательное пенсионное страхование от всех плательщиков страховых взносов составил 3 864,4 млрд. рублей.
Обеспеченность финансирования выплат страховых пенсий поступившими страховыми взносами в 2015 году составила 66,9 % (в 2013 году — 61,0 %, в 2014 году — 73,7 %)1.
Объем задолженности по страховым взносам за 2015 год вырос на 37,2 % и составил 259,6 млрд. рублей. Из материалов заключения Счетной палаты Российской Федерации1 следует, что Фондом и его территориальными органами не обеспечивался контроль за начислением и уплатой страховых взносов организациями по управлению правами на коллективной основе, осуществляющими выплаты в пользу авторов произведений, меры ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о страховых взносах, не применялись.
Указанными организациями не производится начисление и уплата страховых взносов в Фонд с сумм вознаграждений по договорам, заключенным с пользователями. При этом Фондом в указанных организациях выездные проверки по уплате страховых взносов до 2016 года не проводились, штрафные санкции не налагались.
В то же время проверка Отделением Фонда по г. Москве и Московской области «Российского авторского общества» (далее — РАО), проведенная в 2016 году, показала, что из 200 договоров, заключенных РАО с авторами произведений, 67 % составляют договоры, вознаграждения, которые должны облагаться страховыми взносами. Сумма вознаграждений по одному договору составляет в среднем 500,0 тыс. рублей. Оценочный объем базы для обложения страховыми взносами может составить 7,8 млн. рублей (расчетно).
Фондом в отчетном периоде выполнены все публичные нормативные обязательства, на исполнение которых направлено 7 030,1 млрд. рублей или 91,7 % от общего объема расходов бюджета Фонда.
Общий объем расходов бюджета Фонда за 2015 год составил 7 670,3 млрд. рублей (98,7 %), из них 7 123,9 млрд. рублей — расходы в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, что составило 92,9 % к общей сумме исполнения расходов.
На пенсионное обеспечение в 2015 году направлено 6 264,05 млрд. рублей. Из них на выплату страховых пенсий 39 млн. получателей использовано 5 782,1 млрд. рублей. Среднегодовой рост страховых пенсий в 2015 году к уровню 2014 года составил 111,0 % (108,1 %, 109,9 %; 110,0 %; 109,7 % — показатели прошлых лет).
Средний размер страховой пенсии по старости с учетом проведенных мероприятий по повышению пенсий увеличился за отчетный год на 1 261 рубль (853 рубля за 2014 год) или 10,9 % и на начало 2016 года составил 12 830,0 рублей (в 2014 году — 11 569 рублей), превысив прожиточный минимум пенсионера в 1,6 (1,7 – в 2014 году, 1,8 – в 2013 году; 1,9 – в 2012 году; 1,7 — в 2011 году) раза.
Средний размер социальной пенсии увеличился (индексация с 01.04.2015 на 10,3 % (в 2014 году — 17,1 %)) за 2015 год на 754 рублей и составил на начало 2016 года 8 302 рубля (в 2014 году — 7 548 рублей) при величине прожиточного минимума пенсионера на 2015 год в сумме 8 182 рублей.
В 2015 году проведены следующие мероприятия по повышению пенсий:
— с 1 января 2015 года фиксированная выплата к страховой пенсии по старости установлена в сумме 3 935 рублей в месяц, что на 24,66 рубля выше аналогичного ей фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного до указанной даты;
— с 1 февраля 2015 года размеры фиксированной выплаты к страховой пенсии и соответствующие им повышения к фиксированной выплате были увеличены на 11,4 % исходя из роста потребительских цен за прошедший год;
Корректировка (повышение) размера страховой пенсии с 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» осуществляется через повышение стоимости одного пенсионного коэффициента.
— с 1 февраля 2015 года стоимость одного пенсионного коэффициента увеличена на индекс роста потребительских цен за 2014 год составила 71 рубль 41 копейку, исходя из чего размеры страховых пенсий были повышены на 11,4 процента.
— с 1 апреля 2015 года стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной корректировки с 1 февраля 2015 года на индекс роста потребительских цен. В связи с тем, что индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за 2014 год составил 1,092, а коэффициент произведенной корректировки страховых пенсий с 1 февраля 2015 года превысил индекс роста заработной платы и составил 1,114, основания для увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 апреля 2015 года отсутствовали. С учетом этого стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 апреля 2015 года была утверждена в размере 71 рубль 41 копейка.
Показатель «индекс роста доходов бюджета Фонда за предыдущий год в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий» нормативными правовыми актами не установлен, что делает невозможным проверку правомерности принятого Правительством Российской Федерации решения об отсутствии оснований для индексации страховых пенсий с 1 апреля 2015 года.1
Кроме того, до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждена методика определения стоимости индивидуального пенсионного коэффициента и методика расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.1
— с 1 августа 2015 г. осуществлен перерасчет страховой пенсии на основании поступивших за застрахованное лицо страховых взносов после назначения пенсии или корректировка размеров пенсий на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Всего за 2015 год на индексацию пенсий, включая индексацию фиксированной выплаты к страховой пенсии, было направлено 577,3 млрд. рублей.
На предоставление материнского (семейного) капитала Фондом в 2015 году направлено 328,7 млрд. рублей, что на 57,95 млрд. рублей больше, чем в 2014 году. Численность обратившихся в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 26,4 % (с 823,4 тыс. до 1 040,96 тыс. человек). Распорядились средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала 3 770,87 тыс. семей с детьми, что составило почти 56,4 % от семей, получивших сертификат, из них на улучшение жилищных условий — 3 476,89 тыс. рублей (92,2 % от общего числа распорядившихся средствами), на получение образования детьми — 291,28 тыс. семей (7,7 %) и на формирование накопительной пенсии — 2,69 тыс. женщин (0,1 %).
В 2015 году единовременные выплаты из средств материнского (семейного) капитала получили 1 834,0 тыс. семей с детьми в объеме 36,2 млрд. рублей.
На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан израсходовано 358,8 млрд. рублей, в том числе: ветеранам – 64,4 млрд. рублей, инвалидам – 277,8 млрд. рублей, пострадавшим от радиационного воздействия – 14,7 млрд. рублей, Героям Советского Союза и Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы – 1,88 млрд. рублей. Финансирование расходов осуществлялось с учетом индексации размеров ЕДВ с 1 апреля на 5,5 процентов.
Расходы по накопительной составляющей бюджета Фонда за 2015 год составили 546,3 млрд. рублей (в 2014 году — 22,1 млрд. рублей, в 2013 году — 391,7 млрд. рублей). Из них сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды, составила 527,0 млрд. рублей.
В 2015 году на единовременную выплату средств пенсионных накоплений направлено 15,7 млрд. рублей (в 2014 году — 17,8 млрд. рублей, в 2013 году — 16,7 млрд. рублей), на выплату накопительной пенсии – 229,8 млн. рублей (в 2014 году — 136,5 млн. рублей, в 2013 году — 82,6 млн. рублей), на срочную пенсионную выплату – 53,1 млн. рублей (в 2014 году — 24 млн. рублей, в 2013 году — 11,1 млн. рублей).
Средний размер выплат в виде накопительной пенсии составил 758,7 рублей (в 2014 году — 693 рубля, в 2013 году – 636 рублей), в виде срочной выплаты – 916,11 рублей (в 2014 году — 832 рубля, в 2013 году — 739 рублей), в виде единовременной выплаты – 9 976,6 рублей (в 2014 году — 9 371 рубль, в 2013 году — 7 983 рубля).
Доходы по накопительной составляющей бюджета Фонда за 2015 год составили 169,2 млрд. рублей (в 2014 году — 83,6 млрд. рублей, в 2013 году — 590,2 млрд. рублей), из них страховых взносов на накопительную пенсию поступило 1,8 млрд. рублей. Как и годом ранее, поступления страховых взносов сформированы в результате взыскания недоимки и задолженности и за счет штрафов за неуплату взносов (полная сумма страховых взносов по индивидуальному тарифу направлялась на финансирование страховой пенсии).
В целях предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров (далее — субсидия) Фондом заключены соглашения с высшими исполнительными органами государственной власти 78 субъектов Российской Федерации. Расходы на данные цели составили 928,9 млн. рублей, или 92,9 % от показателя, утвержденного Законом, и 88,1% от показателя сводной бюджетной росписи. Недоисполнение связано с невыполнением подрядными организациями своих обязательств по заключенным договорам с администрациями субъектов Российской Федерации, отсутствием финансирования из бюджета ряда субъектов Российской Федерации, снижением стоимости государственных контрактов по результатам конкурсных процедур.
С 2015 года субсидия субъектам Российской Федерации предоставляется в том числе на обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров. Общая численность обученных пенсионеров за счет средств субъектов Российской Федерации и субсидии составила 41,79 тыс. человек. На данные цели израсходовано 68,1 млн. рублей, в том числе за счет субсидии- 33,2 млн. рублей.
Все обязательства перед пенсионерами и получателями социальных выплат Фондом выполнены в полном объеме. Индексация пенсий, пособий, ЕДВ и других выплат осуществлялась в установленные законодательством сроки.
В заключении Счетной палаты Российской Федерации подтверждены все показатели, содержащиеся в отчете об исполнении бюджета Фонда, фактов нецелевого использования средств бюджета Фонда не выявлено.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам высказался за одобрение Федерального закона.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год», принятый Государственной Думой.
Капранова Ольга Федоровна
986–66–47
[1] Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год, представленный Правительством Российской Федерации Счетной палате Российской Федерации [утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 августа 2016 года №43К (1118))]