Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2016 год»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2016 год», принятый Государственной Думой 27 сентября 2017 года.

Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу 30 мая 2017 года Правительством Российской Федерации и принят 27 сентября 2017 года в первом чтении и в целом. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также со статьей 11 Федерального закона от 7 мая 2013 года №77-ФЗ «О парламентском контроле» в рамках осуществления последующего финансового контроля законопроектом предлагается утвердить отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) за 2016 год.

В состав консолидированной бюджетной отчетности Фонда, подготовленной в соответствии с установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации принципами бюджетной системы Российской Федерации, включены данные отчетов 85 его региональных отделений, 367 филиалов региональных отделений Фонда, центрального аппарата Фонда и 12 федеральных бюджетных учреждений — центров реабилитации, подведомственных Фонду.

В Федеральный закон от 14 декабря 2015 года № 363-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год» (далее – Закон) один раз вносились изменения, которые повлияли на основные параметры бюджета Фонда следующим образом:

общий объем доходов снижен на 3,7 млрд. рублей;

увеличен общий объем расходов на 0,2 млрд. рублей;

увеличен объем дефицита бюджета Фонда на 3,9 млрд. рублей;

Внесенные изменения касались обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Показатели, установленные статьей 1 Закона, в целом выполнены, социальные выплаты в 2016 году были проиндексированы с 1 февраля на коэффициент 1,07 (при запланированном 1,064).

В процессе исполнения бюджета Фонда изменения в сводную бюджетную роспись вносились 52 раза на общую сумму 21,6 млрд. рублей с увеличением показателей, утвержденных Законом на 3,3%.

Финансовый результат исполнения бюджета Фонда за 2016 год сложился с дефицитом в объеме 48,5 млрд. рублей (по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 55,5 млрд. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний + 7,0 млрд. рублей).

В составе доходов учтены средства страхователей в сумме превышения произведенных ими расходов над суммой начисленных страховых взносов в размере 10,4 млрд. рублей.

Общая сумма выпадающих доходов Фонда, связанная с применением пониженных тарифов страховых взносов составила 14,3 млрд. рублей. Комитет обращает внимание, что три года подряд не предоставляются трансферты из федерального бюджета, предусмотренные законодательством Российской Федерации, бюджету Фонда для компенсации выпадающих доходов в связи с применением пониженных страховых тарифов, а также на сбалансированность бюджета Фонда, что существенно влияет на его финансовую устойчивость.

При этом Фонд в 2016 году не воспользовался законодательно установленным правом вносить предложения о предоставлении бюджету Фонда межбюджетного трансферта из федерального бюджета на обеспечение его сбалансированности.

Численность страхователей, состоящих на учете в Фонде, в 2016 году уменьшилась на 0,3 млн. единиц и составила 5,2 млн. единиц, с одновременным сокращением численности застрахованных граждан с 55,8 до 52,0 млн. человек. Численность сотрудников Фонда за этот же период снизилась на 3 штатные единицы, а именно увеличилась в центральном аппарате на 47 штатных единиц и составила на 1 января 2017 года 828 штатных единицы, а в региональных отделениях уменьшилась на 50 штатных единиц и составила и составила 32 592 штатных единицы.

По состоянию на 1 января 2017 года сложилась кредиторская задолженность Фонда перед страхователями в объеме 65,9 млрд. рублей, что на 8,6 млрд. рублей больше, чем в 2015 году. Эта сумма подлежит возмещению страхователям в 2017 году.

Комитет обращает внимание на продолжающуюся тенденцию увеличения задолженности страхователей по уплате страховых взносов при переходе на прямые выплаты, что отмечалось Счетной палатой Российской Федерации и ранее. Кроме того, анализ финансовых результатов работы 6 региональных отделений, присоединившихся в 2016 году к пилотному проекту по переходу к прямым выплатам пособий застрахованным лицам Фондом, показал, что при увеличении объема их расходов на 26,5% объем дотаций из централизованного резерва Фонда увеличился в среднем в 5,6 раз.

По доходам бюджет Фонда исполнен в сумме 616,4 млрд. рублей или на 100,9% от бюджетных назначений, что на 3,4% больше, чем в 2015 году.

Наибольшую долю в структуре доходов Фонда составляют страховые взносы – 559,7 млрд. рублей или 90,8%.

В их числе доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 458,2 млрд. рублей или 97,2% к бюджетным назначениям, что на 22,8 млрд. рублей или на 5,2% больше по сравнению с 2015 годом. Недовыполнение обусловлено снижением застрахованного фонда заработной платы, на который начисляются страховые взносы на 2,7% к запланированным в расчетах к Закону. Таким образом, итоги 2016 года подтвердили обоснованность оценки Счетной палатой Российской Федерации рисков недополучения доходов бюджета Фонда, связанных со снижением фонда заработной платы, которые составили 13,1 млрд. рублей. Кроме того, повлиял и уровень сбора страховых взносов по данному виду страхования в 2016 году, который составил — 99,7%, что ниже планового показателя на 0,2 процентных пункта. Средний тариф страховых взносов по этому виду страхования составил 2,81 процента, на уровне прошлого года.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов с 1 января 2016 года увеличилась с 670 тысяч рублей в 2015 году до 718 тысяч рублей в 2016 году.

Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступили в сумме 104,7 млрд. рублей или 105,0% от назначений, предусмотренных Законом, и выросли по сравнению с 2015 годом на 1,1 млрд. рулей или на 1,1%.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые зачислены в доход, составили 101,6 млрд. рублей или 104,0% от бюджетных назначений, и выросли к уровню 2015 года на 6,1%.

Коэффициент полноты сбора страховых взносов по данному виду страхования фактически составил 98,4%, что на 0,4 процентных пункта выше планового показателя. Средний по видам экономической деятельности тариф страховых взносов составил 0,51%, что на 0,01% выше планового показателя и соответствует уровню 2015 года.

В 2016 году Фондом были размещены временно свободные средства резерва по данному виду страхования в кредитных организациях, в результате чего был получен доход в сумме 2,4 млрд. рублей или 149,1% от запланированного показателя. Указанные средства размещались на период от 7 до 167 дней со ставкой размещения от 9,05 % до 11% годовых.

Доходы от поступления сумм штрафов, санкций и возмещение ущерба за нарушение законодательства Российской Федерации в Фонд – 156,2 млн. рублей или 82,0% от утвержденных показателей и уменьшились по сравнению с 2015 годом на 14,6%.

Капитализированные платежи ликвидируемых предприятий составили 522,6 млн. рублей или 149,6 % от предусмотренных планом, а добровольный страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 41,1 млн. рублей.

Продолжаются тенденции: роста недоимки по страховым взносам по двум видам страхования, а также увеличения числа страхователей, находящихся в процедуре банкротства. Доля недоимки в общем объеме по страхователям, находящимся в процедуре банкротства составила 45%.

Объем средств, перечисляемых бюджету Фонда от других бюджетов бюджетной системы, составили 42,8 млрд. рублей, в том числе: перечисления средств федерального бюджета бюджету Фонда составили 25,0 млрд. рублей в связи с исполнением государственных функций.

Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, а также диспансерного наблюдения ребёнка в течение первого года жизни перечислены в сумме 17,8 млрд. рублей (95% от бюджетных назначений). В 2016 году были оплачены услуги по медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе в период беременности 1 664,0 тыс. женщинам, в период родов и послеродовый период — 1 756, 1 тыс. женщинам, по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни предоставлено 2 257, 0 тыс. услуг.

Расходы Фонда в 2016 году составили 664,9 млрд. рублей (102,6% к бюджетным назначениям и 99,3% от ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью), что выше по отношению к 2015 году на 8,6%, в том числе на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 524,4 млрд. рубля (101,4% к показателям Федерального закона и бюджетной росписи).

На выплату всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством было направлено 511,7 млрд. рублей, что составило 97,6% от всех расходов Фонда по данному виду страхования (с увеличением к 2015 году на 9,6%). При этом расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности по этому виду страхования составили 212,96 млрд. рублей (99,5% от бюджетных назначений), что выше уровня 2015 года на 9,6%. Комитет отмечает продолжающуюся тенденцию снижения числа обращений граждан за листками временной нетрудоспособности.

Расходы, связанные с материнством, которые осуществляются за счет собственных средств Фонда, выросли по сравнению с 2015 годом на 19,7% и составили 298,2 млрд. рублей (103,2 к показателям Закона и 100,2% к сводной бюджетной росписи).

Расходы Фонда на выплату пособий по беременности и родам составили 118,1 млрд. рублей (100,4% от бюджетных назначений Закона и 98,8% к бюджетной росписи), с ростом к 2015 году на 6,0% при этом увеличение среднедневного размера пособия произошло на 66,88 рублей с одновременным снижением на 2,9 млн. числа оплаченных дней.

Близко к плановым назначениям (100,2%) исполнены расходы на выплату пособий при рождении ребенка в сумме 22,2 млрд. рублей (рост к 2015 году — на 5,0%), расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет застрахованным гражданам, которые составили 157,4 млрд. рублей или 105,9% к Закону (средний размер его вырос к прошлому году на 940,61 рубля или на 12,1 %), а также расходы на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности на сумму 563,7 млн. рублей или 98,2% к Закону.

Расходы на оплату стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплату пособий на погребение произведены в объеме 504,9 млн. рублей, что на 5% меньше, чем в 2015 году, что обусловлено уменьшением количества выплаченных пособий на 4,6 тысяч. Средний размер пособия за 2016 год составил 5 758,8 рубля.

Расходы, произведенные Фондом за счет средств, передаваемых его бюджету из федерального бюджета на исполнение отдельных государственных функций, составили 25,0 млрд. рублей (100% от поступивших из федерального бюджета).

Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 88,3 млрд. рублей, что на 3,6% ниже показателей, утвержденных Законом и бюджетной росписью (по отношению к 2015 году расходы выросли на 5,0%). В том числе:

на оплату пособий по временной нетрудоспособности — 2,4 млрд. рублей или 91,0% от показателей Закона и бюджетной росписи (объясняется фактическим уменьшением числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности к 2015 году на 7,4%, а также снижением размера среднедневного пособия на 14,94 рубля или 1,7 % к расчетным показателям);

на единовременные страховые выплаты израсходовано 1,9 млрд. рублей или 75,1% от показателей бюджетной росписи, при этом, по сравнению с 2015 годом, расходы на выплаты снизились на 8,9%. Снижение расходов связано с сокращением числа выплат на 2,5 тысячи и со снижением среднего размера единовременной выплаты на 18,0 тысяч рублей по отношению к плановым показателям;

на обеспечение ежемесячных страховых выплат – 52,8 млрд. рублей или 97,4% к показателям Закона и бюджетной росписи, что связано со снижением числа несчастных случаев на производстве на 7,1% и снижением среднего размера степени утраты профессиональной трудоспособности в 2016 году (42,3) то есть на 0,1 процентных пункта ниже по сравнению с 2015 годом (42,4%).

Объемы финансирования по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части медицинской, социальной и профессиональной реабилитаций пострадавших, обеспечения мер по сокращению производственного травматизма выросли по сравнению с 2015 годом на 7,9% и составили 19,7 млрд. рублей или 97,8% от показателей Закона и бюджетной росписи.

В 2016 году восстановили трудоспособность и возвратились к труду без установления стойкой утраты трудоспособности более 50% от числа пострадавших и получивших лечение непосредственно после тяжелых несчастных случаев за счет средств по этому виду страхования и расходы на эти цели составили 700,3 млн. рублей, что на 3,0% больше, чем в 2015 году.

На обеспечение предупредительных мер за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2016 году было направлено 10,1 млрд. рублей или 98,7% от назначений, предусмотренных бюджетной росписью, что на 6,1% больше, чем в 2015 году. В 2016 году продолжилась тенденция последних лет по снижению численности пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с 49,77 тыс. человек в 2015 году до 45,99 тыс. человек в 2016 году) и количества несчастных случаев, приведших к профессиональным заболеваниям (с 6,9 тыс. случаев в 2015 году до 6,2 тыс. случаев в 2016 году).

Комитет отмечает, что из выделенных 4,290 млрд. рублей Фондом не полностью израсходованы средства на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан, включая проезд к месту лечения и обратно, было израсходовано 4,188 млрд. рублей или 97,6% от бюджетной росписи. Остаток средств, в сумме 102,2 млн. рублей, используется на те же цели в 2017 году. Фондом было выдано 147,5 тысяч путевок, что на 1,3 тыс. путевок больше чем в 2015 году. Тем не менее, значительная очередность сохраняется (447,3 тыс. человек), а в целом обеспеченность санаторно-курортным лечением граждан снизилась с 27,5% в 2015 году до 24,8% в 2016 году. При этом отмечается неравный процент обеспеченности в региональных отделениях: в Новосибирской области-44,2%, а в Алтайском крае-11,4%. Комитет вновь обращает внимание на наличие проблемы, требующей решения, в части обеспечения льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением.

В 2016 году Фонд осуществлял полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (далее-ТСР) в 73 субъектах Российской Федерации и в г. Байконуре.

Фактические расходы на обеспечение инвалидов ТСР за счёт средств федерального бюджета и с учетом остатка неиспользованных средств в 2015 году составили 23,4 млрд. рублей (22,7 млрд. рублей – непосредственно на закупку ТСР, что составляет 99,1% к показателям бюджетной росписи), в том числе административные расходы — 0,8 млрд. рублей. Всего в 2016 году органами Фонда исполнено 3,35 млн. заявок или 99,4% от поступивших с учетом переходящих с 2015 года (на уровне 2015 года). В целом в 2016 году инвалидам было выдано 316,4 млн. единиц всех видов изделий, что позволило обеспечить 1 033,8 тысяч человек.

Комитет отмечает, что в составе средств, израсходованных на приобретение ТСР для инвалидов (расходные обязательства Российской Федерации), 9,4 млрд. рублей — средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе 1,67 млрд. рублей в виде межбюджетного трансферта, которые, в соответствии со статьей 7 Закона, направлялись бюджетам субъектов Российской Федерации.

Комитет также отмечает, что не было исполнено замечание Счетной палаты Российской Федерации в части расходов, связанных с выполнением Фондом делегированных государственных функций ему: по — прежнему не покрываются расходы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на судебные издержки по решениям судов, а также на изготовление талонов на проезд для льготных категорий граждан.

В рамках реализации демографической политики государства Фондом продолжилось осуществление государственных функций по социальной поддержке граждан, имеющих детей. Расходы, осуществляемые за счет средств, перечисляемых из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, на оплату медицинской помощи женщинам в периоды беременности и родов, а также диспансерного наблюдения ребёнка первого года жизни составили 17,8 млрд. рублей или 95,1% к Закону (86,6% к показателям сводной бюджетной росписи). Остаток средств в сумме 1,8 млрд. рублей направлен в 2017 году на эти же цели.

Расходы на содержание аппаратов органов управления Фонда в 2016 году составили 22,6 млрд. рублей или 95,4% от бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью и 3,4% от общих расходов Фонда и снизились по сравнению с 2015 годом на 0,4%.

По Центральному аппарату Фонда Счетной палатой Российской Федерации по‑прежнему отмечается:

нарушения в организации и проведении конкурсных процедур, размещении заказов на товары и услуги;

замечания в части расходов, предусмотренных на прикладные научные исследования и разработки, а также в организации внутреннего финансового аудита;

замечания в части учета и использовании автотранспорта.

Счетная палата Российской Федерации отмечает наличие проблем в работе Фонда, требующих решения в будущем:

проработать вопрос об установлении порядка предоставления государственной услуги по установлению скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусматривающего подтверждение страхователями отсутствия задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления на установление скидки;

требует усовершенствования система расчетов тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний путем приближения размеров тарифов к эквивалентным затратам страхователей на страховое обеспечение пострадавших на производстве. По итогам 2016 года объем страховых взносов по первым 5 классам профессионального риска составил 39,01 млрд. рублей или 38% от общего объема страховых взносов, что почти в 2 раза больше их расходов по данному виду страхования. Таким образом, за счет страховых взносов по низким страховым тарифам фактически обеспечиваются выплаты по более высоким классам профессионального риска.

Министерством труда и социального развития Российской Федерации были утверждены административные регламенты для предоставления Фондом 18 государственных услуг.

Недостоверной информации в отчете об исполнении бюджета Фонда за 2016 год Счетной палатой Российской Федерации не выявлено.

В целом, на финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств Фондом израсходовано 573,9 млрд. рублей, что составляет 86,3% от всех его расходов. Указанные расходы исполнены на 101% к Закону и выросли в сравнении с 2015 годом на 9,7%.

В течение 2016 года Фондом проводилась подготовительная работа по передаче функций администрирования страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 1 января 2017 года Федеральной налоговой службе.

В 2016 году Фонд обеспечил выполнение всех возложенных на него обязательств по двум видам обязательного социального страхования и делегированных государственных функций.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года №96, коррупциогенные факторы не выявлены.

В своем заключении Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования.

Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2016 год», принятый Государственной Думой.