Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 декабря 2017 года.

Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу 26 февраля 2016 года депутатами Государственной Думы О.Ю.Баталиной, А.В.Ломакиным-Румянцевым (в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы), М.Б.Терентьевым и другими; членом Совета Федерации Н.Н.Болтенко, принят 21 июня 2017 года в первом чтении, 20 декабря 2017 года во втором чтении и 21 декабря 2017 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.

Федеральный закон вносит изменения в статью 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) с целью расширения права на бесплатную парковку. Такое право распространяется не только на транспортные средства инвалидов, но и на транспортные средства, перевозящие инвалидов и детей-инвалидов. При этом предусматривается, что на указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид». Порядок выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования будет устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Законом № 181-ФЗ в настоящее время на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха должно выделяться не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки транспортных средств инвалидов, которыми инвалиды вправе пользоваться бесплатно. Вместе с тем, на практике возникали конфликтные ситуации, когда на местах, предназначенных для парковки транспортных средств инвалидов, паркуются автомобили лиц, сопровождающих инвалидов или детей-инвалидов. Такие лица привлекались к административной ответственности за незаконную установку на автомобиле опознавательного знака «Инвалид». Федеральный закон призван решить данную проблему, кроме того будет урегулирован вопрос правомерности установки и использования знака «Инвалид».

По мнению Комитета, предлагаемые Федеральным законом изменения направлены на совершенствование законодательства Российской Федерации в части обеспечения прав инвалидов.

Исходя из финансово-экономического обоснования принятие Федерального закона не потребует дополнительных финансовых расходов из средств федерального бюджета.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, принятый Государственной Думой.