Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона „О страховых пенсиях“, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона „О страховых пенсиях“, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 15 декабря 2017 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Правительством Российской Федерации 29 сентября 2017 года с наименованием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социального обеспечения» и принят 25 октября 2017 года в первом чтении, 13 декабря 2017 года во втором чтении и 15 декабря 2017 года в третьем чтении. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.

Федеральным законом предусматривается приостановление на 2018 год действующего порядка индексации страховых пенсий неработающим пенсионерам — с 1 февраля по темпу роста цен за предыдущий год и с 1 апреля исходя из доходов Пенсионного фонда Российской Федерации (части 20 – 22 статьи 15, части 6 и 7 статьи 16 и часть 10 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») ввиду прогнозируемого снижения уровня инфляции.

Повышение страховых пенсий и фиксированной выплаты к ним в 2018 году предлагается осуществить единожды, с 1 января на коэффициент 1,037, который по прогнозам Правительства Российской Федерации будет выше, чем коэффициенты индексации, рассчитанные по действующим правилам. Соответственно, стоимость одного пенсионного коэффициента составит 81,49 рублей, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 4 982,9 рублей.

Указанное повышение страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней не применяется при выплате пенсий пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность.

Также в целях недопущения ухудшения материального обеспечения неработающих пенсионеров – получателей социальных доплат к пенсии корректируются нормы статьи 121 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии с действующими законодательными нормами размер федеральной социальной доплаты к пенсии в 2018 году будет устанавливаться с учетом материального обеспечения пенсионера, установленного с учетом величины прожиточного минимума пенсионера (далее — ПМП) в субъекте Российской Федерации, установленной в 2017 году (ПМП в целом по Российской Федерации установлен в размере 8 540 рублей).

В этой связи имеет место риск, что в некоторых субъектах Российской Федерации величина ПМП в 2018 году (ПМП в целом по Российской Федерации на 2018 год установлен в размере 8 726 рублей) будет установлена ниже, чем в 2016 году, что повлечет уменьшение дохода граждан, получающих в настоящее время доплату к пенсии до величины ПМП уровня 2016 года (ПМП в целом по Российской Федерации в 2016 году установлен в размере 8803 рублей), а также приведет к утрате права на социальную доплату к пенсии некоторых граждан, которым она уже установлена.

В этой связи Федеральным законом вводится положение о том, что при изменении величины ПМП общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года, что позволит сохранить (не снизить) общую сумму материального обеспечения неработающего пенсионера, который уже является получателем социальной доплаты к пенсии и имеет сложившийся уровень дохода.

Реализация Федерального закона позволит повысить уровень пенсионного обеспечения всех неработающих получателей страховых пенсий.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам высказался за одобрение Федерального закона.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона „О страховых пенсиях“, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии», принятый Государственной Думой.