Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов“

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 июня 2018 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Правительством Российской Федерации 26 мая 2018 года и принят 7 июня 2018 года в первом чтении, 19 июня 2018 года во втором чтении и 21 июня 2018 года в третьем чтении. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.

Федеральный закон подготовлен с учетом результатов исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – Фонд) за 2017 год, ожидаемого исполнения бюджета Фонда в 2018 году, а также снижения основных макроэкономических параметров социально-экономического развития Российской Федерации за 2017 год по индексу роста потребительских цен (с 103,2 до 102,5) и прожиточному минимуму пенсионера (с 8 415 до 8 314 рублей) (далее — ПМП).

Федеральный закон предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 5 декабря 2017 года № 363-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее — Федеральный закон № 363-ФЗ) в части показателей, утвержденных на 2018 год. Показатели на плановый период 2019 и 2020 годов не изменяются.

Предусматривается снижение общего объема доходов бюджета Фонда на 66,7 млрд. рублей, который составит 8 266,5 млрд. рублей, что на 0,2% ниже запланированного уровня.

Общий объем расходов бюджета Фонда увеличивается на 92,2 млрд. рублей и составит в 2018 году 8 532,0 млрд. рублей.

При этом образуется дефицит бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 158,9 млрд. рублей, на покрытие которого будут направлены остатки средств бюджета Фонда, образовавшиеся в результате неполного их использования по состоянию на 1 января 2018 года в указанном объеме.

Изменение общего объема доходов в 2018 году связано с уменьшением на 68,3 млрд. рублей объема средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда:

межбюджетного трансферта из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование на 61,3 млрд. рублей (с 693,7 млрд. рублей до 632,4 млрд. рублей);

межбюджетного трансферта из федерального бюджета на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан (далее — ЕДВ), на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям и другим социальным выплатам на сумму 7,0 млрд. рублей в связи с изменением параметров индексации.

Снижение трансфертов будет компенсировано за счет использования остатков средств по состоянию на 1 января 2018 года, образовавшихся в бюджете Фонда в результате исполнения 2017 года.

Комитет отмечает, что Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 95-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» на период 2018 – 2023 годов снижен тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для российских создателей анимационной продукции. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» суммы выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда. Федеральным законом корректировка указанного трансферта не предусмотрена.

Также до сих пор Правительством Российской Федерации не утверждена методика расчета трансфертов бюджету Фонда (пункт 2 статьи 17 Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Корректировка межбюджетных трансфертов только на основании остатков средств прошлого года не позволяет Фонду добиться финансовой устойчивости.

Объем страховых взносов, прогнозируемых к поступлению в 2018 году на выплату страховых пенсий, сохранен на уровне, утвержденном Федеральным законом № 363-ФЗ. Согласно оценке Фонда влияние на поступление страховых взносов снижения прогноза по фонду заработной платы на 75,0 млрд. рублей за 2018 год будет компенсировано за счет более высоких показателей по доле базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в фонде заработной платы, сложившихся в отчетном 2017 году относительно учтенных в Федеральном законе № 363-ФЗ.

Кроме того, увеличен объем доходов в связи с дополнительными поступлениями по некоторым неналоговым доходным источникам — в частности, доходов от продажи материальных и нематериальных активов, от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства, от штрафов, санкций и возмещения ущерба. Общая сумма увеличения составила 1,5 млрд. рублей.

В расходной части бюджета Фонда увеличены расходы на выплату страховой пенсии с учетом финансового обеспечения досрочного осуществления выплаты страховых пенсий за 14 дней января 2019 года в декабре 2018 года до 6 755,5 млрд. рублей (+98,9 млрд. рублей).

Уменьшены по сравнению с бюджетными назначениями расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению и доплат к пенсиям до 449,6 млрд. рублей (-4,1 млрд. рублей) в связи с изменением параметров индексации социальных пенсий исходя из индекса роста ПМП за 2017 год с 1 апреля 2018 года до 2,9% с 4,1%, определенных при формировании Федерального закона № 363-ФЗ.

Также уменьшены расходы на ЕДВ до 447,8 млрд. рублей (-2,8 млрд. рублей); расходы на выплату социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению в связи с проведенной индексацией с 1 февраля 2018 года на 2,5% против 3,2%, учтенных при формировании бюджета Фонда; расходы на выплату дополнительного материального обеспечения, доплат к пенсиям, пособий и компенсаций; расходы на выплату доплат к пенсиям, в целях приведения их в соответствие с объемами средств, предусмотренных на указанные цели в доходной части бюджета Фонда и федерального бюджета, в связи с корректировкой индексации социальных пенсий с 1 апреля 2018 года (с 4,1% до 2,9%) в результате уточнения ПМП за 2017 год с 8 415 рублей до 8 314 рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2018 года № 41-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“ с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда (далее — МРОТ) установлен в сумме 11 163 рубля в месяц, в связи с чем, в целях доведения уровня месячной заработной платы отдельным работникам системы Фонда до уровня МРОТ, увеличены расходы на оплату труда работников системы Фонда в 2018 году до 85,2 млрд. рублей (+232,0 млн. рублей).

Федеральным законом скорректированы размеры субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные со строительством (реконструкцией) объектов организаций социального обслуживания населения на 2018 год:

предоставлены субсидии бюджету Калининградской области на реконструкцию пищеблока ГБСУСО КО «Советский психоневрологический интернат» в сумме 23 979,2 тыс. рублей;

увеличены субсидии бюджету Республики Мордовия на завершение строительства 3 жилых корпусов ГБСУ СОССЗН РМ «Старотештелимский психоневрологический интернат» на сумму 1 144,5 тыс. рублей;

увеличены субсидии бюджету Костромской области на реконструкцию жилого корпуса № 1 ОГБУ «Сусанинский психоневрологический интернат» на сумму 11 415,4 тыс. рублей.

А также исключена субсидия бюджету города федерального значения Москва на сумму 36 539,1 тыс. рублей, направленная на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с ремонтом организаций социального обслуживания населения, приобретением оборудования, предметов длительного пользования, автотранспорта для мобильных бригад, обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров на 2018 год, в связи с его отказом.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет — соисполнитель) высказался за одобрение Федерального закона.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов“, принятый Государственной Думой.