Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 20 ноября 2018 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 года и принят 24 октября 2018 года в первом чтении, 14 ноября 2018 года во втором чтении и 20 ноября 2018 года в третьем чтении. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.

Федеральный закон утверждает бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее по тексту – Фонд, бюджет Фонда) на следующий трехлетний финансовый период 2019–2021 годов. Бюджет Фонда подготовлен с учетом норм Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и в условиях отсутствия государственной программы Российской Федерации «Развитие пенсионной системы».

Тариф страховых взносов на 2019–2021 годы составляет 22% в пределах взносооблагаемой базы и 10% сверх нее. В 2018 году указанный тариф на обязательное пенсионное страхование в отношении основной категории плательщиков страховых взносов считался временно пониженным, недополученные доходы бюджета Фонда компенсировались из федерального бюджета, но Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и статью 20 Федерального закона „Об основах обязательного социального страхования“ тариф был бессрочно закреплен с 1 января 2019 года.

Для отдельных категорий плательщиков сохранены пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия. Выпадающие доходы бюджета Фонда компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2019 году – 54,6 млрд. рублей, в 2020 году – 57,0 млрд. рублей, в 2021 году – 61,0 млрд. рублей (в 2018 году — 499,9 млрд. рублей). Их доля в доходах бюджета Фонда составляет в 2019–2020 годах 0,63%, в 2021 году – 0,66 % (в 2018 году – 6,0%).

В 2019–2021 годах, как и ранее в 2014–2018 годах, суммы страховых взносов в полном объеме направляются на финансирование страховых пенсий (»мораторий» на финансирование накопительной пенсии (Федеральный закон «О внесении изменений в статью 333 Федерального закона „Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и статью 61 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения“)).

Трансферт федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование составит в 2019 году – 1 052,1 млрд. рублей, в 2020 году – 1 100,5 млрд. рублей, в 2021 году – 939,9 млрд. рублей (в 2018 году — 693,7 млрд. рублей).

Уплата страхового взноса в фиксированном размере (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой) просчитана дифференцировано: в случае если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 тыс. рублей — фиксированный размер составит 29 354 рубля в 2019 году (в 2018 году – 26 545 рублей); при превышении 300 тыс. рублей — к фиксированному размеру добавляется еще 1% от суммы дохода свыше 300 тыс. рублей, но не более восьмикратного фиксированного размера.

Бюджетные ассигнования на выплату страховых пенсий в 2019 году определены с учетом приостановления до 2025 года действующего механизма индексации пенсий для выполнения задачи среднемесячного увеличения страховой пенсии по старости неработающим пенсионерам на 1 тыс. рублей ежегодно и обеспечения ее роста к 2024 году до 20 тыс. рублей. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости планируется в 2019 году в сумме 15 367 рублей, что составит 173,7 % к прожиточному минимуму пенсионера (далее – ПМП), в 2018 году 14 075 рублей (161,3% к ПМП), в 2020 году – 16 284 рубля (179,2% к ПМП), в 2021 году – 17 212 рублей (182,4% к ПМП).

Среднегодовой размер социальной пенсии в 2019 году составит 9 215 рублей, в 2020 году — 9 541 рубль, в 2021 году — 9 826 рублей; накопительной пенсии в 2019 году — 920 рублей, в 2020 году — 947 рублей, в 2021 году — 975 рублей; срочной пенсионной выплаты в 2019 году – 1 505,2 рублей, в 2020 году – 1 655,7 рублей, в 2021 году – 1 821,2 рубль.

Расходные обязательства на выплату страховых пенсий запланированы в 2019 году в сумме 6 949,5 млрд. рублей, в 2020 году – 7 280,5 млрд. рублей, в 2021 году – 7 525,3 млрд. рублей и учитывают индексацию страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней с 1 января на 7,05% в 2019 году, на 6,6% и 6,3% в 2020 и 2021 годах соответственно.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации на 7,05% устанавливается с 1 января 2019 года в сумме 5 334,19 рубля, стоимость одного пенсионного коэффициента – 87,24 рублей.

Бюджетные ассигнования на выплату социальных пенсий и других пенсий по государственному пенсионному обеспечению определены с учетом ежегодной индексации в соответствии с действующим законодательством с 1 апреля на прогнозный индекс роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год (2019 год — 2,4%, 2020 год — 3,9%, 2021 год — 2,7%).

При формировании бюджета Фонда учтено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 % суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, на весь период их проживания.

Расходы на осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, пособий, компенсаций определены в 2019 – 2021 годах с учетом ежегодной индексации выплат с 1 февраля в соответствии с фактическим индексом потребительских цен за предыдущий год. Размер материнского (семейного) капитала в 2019 году сохранен на прежнем уровне, в 2020 – 2021 годах определен исходя из темпов роста инфляции.

Основные характеристики бюджета Фонда по доходам и расходам в 2018–2020 годах определены в следующих объемах (в млрд. руб.):

 

Утверждено Законом о бюджете ПФР на 2018 год

(5 декабря 2017 г.

№ 363-ФЗ (в ред. от 3 июля 2018 г. № 187-ФЗ))

 

2019 год

Плановый период

2020 год

2021 год

 

 

 

 

 

Доходы — всего

8 266,55 

8 612,68

8 995,46

9 294,31

в том числе:

 

 

 

 

по распределительной составляющей бюджета

8 169,24

8 568,59

8 948,89

9 245,80

по накопительной

составляющей бюджета

97,31

44,09

46,57

48,51

Расходы — всего

8 532,09 

8 635,91

9 017,42

9 328,13

в том числе:

 

 

 

 

по распределительной составляющей бюджета

8 328,21 

8 568,59

8 948,89

9 245,80

по накопительной составляющей бюджета

203,88

67,32

68,53

82,33

Дефицит (-) / Профицит, превышение доходов над расходами (+), всего

−265,54

−23,23

−21,96

−33,82

по распределительной составляющей бюджета

−158,97

0,00

0,00

0,00

по накопительной составляющей бюджета

−106,57

−23,23

−21,96

−33,82

Источники покрытия дефицита:

 

 

 

 

средства пенсионных накоплений

106,57

23,23

21,96

33,82

Справочно:

 

 

 

 

объем средств пенсионных накоплений на конец периода

1 106,39

1 076,50

1 054,53

1 020,72

 

Основные характеристики бюджета Фонда позволят в соответствии с вышеуказанными решениями осуществлять выплаты по обязательствам и поддержать уровень материального положения пенсионеров. Минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом мер социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии будет поддерживаться на уровне не ниже ПМП в субъекте Российской Федерации, размер которого не превышает общероссийскую величину ПМП на 2019 год — 8 846 рублей.

Комитет отмечает, что индексация страховых пенсий будет осуществлена только в отношении неработающих пенсионеров, и полагает целесообразным пересмотреть коэффициент корректировки пенсий работающих пенсионеров, который ограничен тремя баллами.

Кроме того, по мнению Комитета, к настоящему моменту назрела острая необходимость принятия однозначного решения о способах формирования накопительной пенсии, поскольку введение ежегодного «моратория» на финансирование накопительной пенсии подрывает доверие граждан как к государственной пенсионной системе, так и в целом к системе государственного управления.

Также Комитет считает, что реализованная в течение последних лет программа обучения компьютерной грамотности неработающих пенсионеров, как и, в целом, программа субсидирования бюджетов субъектов Российской Федерации на их социальные программы, была успешным проектом и нуждается в продолжении, в то время как в бюджете Фонда 2019–2021 годов средства на субсидии регионам предусмотрены только в 2019 году на ремонт домов системы социального обслуживания граждан муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых для проживания отдельных категорий граждан, а также на благоустройство прилегающей территории.

Счетная палата Российской Федерации в своем заключении[1] отмечает, что бюджет Фонда соответствует положениям Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года и Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Запланированный уровень повышения пенсии позволит к 2024 году увеличить размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров до 20 000 рублей.

Вместе с тем, межбюджетный трансферт на обязательное пенсионное страхование в 2019–2020 годах составит 12,2% доходов бюджета Фонда, в 2021 году – 10,1% против 7,7% в 2018 году. Увеличение доли данного трансферта в общем объеме доходов Фонда свидетельствует о не снижающейся зависимости бюджета Фонда от федерального бюджета и о сохранении данной зависимости на ближайшие годы.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет — соисполнитель) высказался за одобрение Федерального закона.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», принятый Государственной Думой.



[1] Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона № 556363–7 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 11 октября 2018 года №ЗАМ-18/11.