В отчетном периоде деятельность Комитета Совета Федерации по социальной политике (далее — Комитет) была направлена на совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере здравоохранения, социальной политики, физической культуры, спорта и туризма.
Деятельность Комитета осуществлялась в соответствии с Регламентом и постановлениями Совета Федерации, решениями Совета палаты, планами мероприятий Совета Федерации на весеннюю и осеннюю сессии 2013 года, планами работы Комитета на весеннюю и осеннюю сессии 2013 года, а также с учетом примерных программ законопроектной работы Государственной Думы в период весенней и осенней сессий 2013 года, Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2013 год, соответствующих планов работы Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранам, Комитета Государственной Думы по охране здоровья, Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи, Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.
Работа осуществлялась в тесном взаимодействии с комитетами Совета Федерации и Государственной Думы, со структурными подразделениями Аппарата Совета Федерации, с профильными федеральными органами исполнительной власти.
Приоритетное значение в деятельности Комитета имеют вопросы совершенствования законодательного обеспечения социальной политики государства, развития системы здравоохранения, физической культуры и спорта, внутреннего и въездного туризма, молодежной политики.
Комитет осуществлял своевременную подготовку материалов, необходимых для рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой и относящихся к ведению Комитета, постоянно работал над законопроектами, принятыми Государственной Думой в первом чтении, рассмотренными Советом Государственной Думы, разработанными в порядке реализации права законодательной инициативы.
1. Законодательная деятельность:
1.1. За отчетный период Комитет Совета Федерации по социальной политике (далее – Комитет) провел 20 заседаний (из них десять расширенных, три выездных, два совместных с другими комитетами Совета Федерации); подготовлены заключения по 86 федеральным законам (по 50-ти – Комитет являлся ответственным исполнителем, по 36-м – соисполнителем), принятым Государственной Думой и поступившим в Совет Федерации; подготовлены отзывы на 276 проектов федеральных законов, рассмотренные Советом Государственной Думы и/или принятые Государственной Думой в первом чтении (по 164-ти Комитет – ответственный исполнитель).
Было продолжено законодательное обеспечение пенсионной реформы. Застрахованным лицам предоставлено право выбора варианта пенсионного обеспечения («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения», предусматривается порядок перераспределения тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии для застрахованных лиц 1967 г. и моложе. Им предоставляется право направить 6 % индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, либо на финансирование страховой части трудовой пенсии, выбор надо сделать до 31.12.2015). В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах для основной массы плательщиков сохранен на уровне 2013 года базовый тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Кроме того, продлен до 2018 года период применения льготного тарифа страховых взносов в размере 20 % для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, а также социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и аптек, применяющих специальные режимы налогообложения.
Осуществлялась работа над пакетом правительственных законопроектов, направленных на обеспечение реализации пенсионных прав граждан и повышение устойчивости пенсионной системы России:
законопроекты № 364062–6 «О страховых пенсиях», № 364069–6 «О накопительной пенсии», № 364074–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии», № 363990–6 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» (законопроектом предполагается увеличить период, засчитываемый в страховой стаж в связи с уходом одного из родителей за ребенком до достижения им полутора лет, до четырех с половиной лет), № 359133–6 «О внесении изменений в федеральные законы «О негосударственных пенсионных фондах» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (об изменении периода выбора застрахованным лицом негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании при заключении договора обязательного пенсионного страхования), № 360878–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» (в части установления правовых норм, обеспечивающих защиту прав граждан на получение пенсионных выплат и повышения ответственности НПФ), № 361766–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о предоставлении правовой возможности создания новых НПФ в форме акционерных обществ, а также о возможности преобразования действующих в форме некоммерческих организаций НПФ в акционерные НПФ), № 359479–6 «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», № 359513–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», № 359535–6 «О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».
В 2013 году продолжалась работа по совершенствованию трудового законодательства. Комитетом были подготовлены заключения на федеральные законы «О ратификации Конвенции 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах (Конвенции № 176)», «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства», «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам и граждан Социалистической Республики Вьетнам в Российской Федерации», «О внесении изменения в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации» (в части создания производственных советов. Также палатой одобрен закон о повышении минимального размера оплаты труда с 1 января 2014 года на уровень инфляции за 2013 год (6,7 %), направленный на повышение уровня жизни граждан («О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).
Также на последнем заседании осенней сессии 2013 года Советом Федерации одобрен Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» и Федеральный закон, вносящий изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона о специальной оценке условий труда». Специальная оценка предусматривает идентификацию потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также определение уровня их воздействия на организм человека. Законом устанавливаются правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, а также определяются правовое положение, права и обязанности участников специальной оценки труда.
В течение 2013 года Комитетом пристальное внимание уделялось вопросам расширения социальных гарантий различным категориям граждан — были подготовлены заключения по федеральным законам «О внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в части гарантирования гражданам, покинувшим зону проживания с льготным социально-экономическим статусом и впоследствии вернувшимся в указанную зону, мер социальной поддержки), «О внесении изменения в статью 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в части исключения возможности злоупотреблений при реализации права переселяющихся граждан на компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества), «О внесении изменения в статью 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в части установления одинакового порядка обеспечения жилой площадью граждан независимо от даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий).
Одним из приоритетных направлений работы Комитета было приведение норм федерального законодательства в соответствие с требованиями Конвенции о правах инвалидов. Были приняты федеральные законы по поддержке общественных объединений инвалидов, регулирующие вопросы обеспечения занятости и доступности для инвалидов, использования русского жестового языка. Регламентирован порядок зачисления в региональные бюджеты административных штрафов за уклонение от обязанности создания условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры — «О внесении изменений в статью 4 и 22 Федерального закона о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в части отнесения к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов полномочия по определению основных требований к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности), «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона о «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в части квотирования рабочих мест для инвалидов), «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации (по вопросу обеспечения прав инвалидов на беспрепятственное пользование воздушным транспортом), «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2014 год».
Особое внимание было уделено рассмотрению Федерального закона «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации». Закон призван повысить уровень, качество и эффективность социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Впервые предусматривается индивидуальный подход к каждому нуждающемуся в помощи. Закон был серьезно переработан ко второму чтению, членами Совета Федерации было внесено 77 поправок, в том числе 69 поправок членами Комитета, ряд предложений были учтены частично. Одна поправка, подготовленная В.В.Рязанским совместно с депутатами Государственной Думы Г.Н.Кареловой, А.В.Ломакиным-Румянцевым, была принята, касается предоставления социальных услуг бесплатно. Новая редакция Федерального закона устанавливает, что бесплатно социальные услуги смогут получать граждане, который имеют доход до полутора прожиточных минимумов.
Рассмотренные Комитетом законы в сфере защиты прав и интересов детей направлены на защиту детей от сексуального насилия, предупреждение детской проституции и порнографии, а также защиту детей от вредной информации и ужесточение в связи с этим административной ответственности («О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии», «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений»). Установлен запрет на распространение информации о пострадавшем от противоправных действий несовершеннолетнем без согласия потерпевшего или его законного представителя, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)».
Принят также закон, направленный на совершенствование механизмов комплексной поддержки граждан Российской Федерации, желающих усыновить, взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поддержка и системное сопровождения семей, уже воспитывающих приемных детей, а также упрощение процедур передачи детей-сирот на воспитание в семьи.
В законодательство также внесены изменения, касающиеся создания условий для более эффективной организации отдыха детей и их оздоровления (Закон «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (об уточнении понятия отдыха детей и их оздоровления, а также типов соответствующих организаций)).
В целях обеспечения материальных интересов несовершеннолетних увеличены размеры социальной пенсии инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам. Установлен прямой запрет на выплату детских пособий родителям, ограниченным в родительских правах.
Кроме того, в 2013 году Комитетом продолжалась работа по законодательному сопровождению подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, рассмотрен федеральный закон, внесенный Президентом Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований» — создана нормативно-правовая база для обеспечения безопасности зрителей и общественного порядка при проведении официальных спортивных соревнований, а также система, направленная на противодействие, выявление и пресечение фактов коммерческого подкупа в спорте.
В преддверии Олимпиады приняты законы, упрощающие порядок выдачи российских виз иностранным гражданам, регламентирующие порядок распространения входных билетов на посещение спортивных мероприятий.
Одобрен закон, регламентирующий проведение чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Комитетом осуществлялось сопровождение федеральных законов, регулирующих исполнение и формирование бюджетов государственных внебюджетных фондов. Были подготовлены заключения по федеральным законам «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год», «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2012 год», «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации за 2012 год», ««О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Большая работа проведена в сфере законодательного обеспечения прав граждан на охрану здоровья, повышения доступности и качества медицинской помощи. Внесены изменения более чем в 50 законодательных актов с целью обеспечения реализации Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Введена административная ответственность за нарушение законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, создан механизм реализации установленных законом норм, направленных на сокращение уровня курения и снижение спроса на табачную продукцию. Созданы дополнительные правовые условия для лечения и реабилитации больных наркоманией и наркозависимых лиц — одобрен закон, предусматривающий проведение социально-психологического тестирования и медицинских осмотров обучающихся в образовательных учреждениях, направленный на профилактику наркомании.
Расширен Национальный календарь профилактических прививок.
На расширение межгосударственного обмена и внедрения инновационных медицинских технологий направлена ратификация Соглашения о взаимодействии государств-членов Евразийского экономического сообщества в сфере оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Для создания современной инфраструктуры здравоохранения субъектам Российской Федерации предоставлено право вкладывать средства, выделенные на региональные программы модернизации здравоохранения, в строительство и реконструкцию медицинских учреждений.
Закреплена возможность дежурств на дому для отдельных категорий медицинских работников, а также порядок их оплаты. Это нововведение актуально для сельской местности, где остро стоит вопрос дефицита медицинских кадров.
В сфере социального страхования установлены тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, и увеличен до 1 миллиона рублей размер единовременной страховой выплаты в случае смерти работника в результате несчастного случая на производстве. Регламентирован порядок зачисления в региональные бюджеты административных штрафов за уклонение от обязанности создания условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Кроме того, отметить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», проект которого был внесен в Государственную Думу Советом Федерации. Закон направлен на изменение существующего порядка медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации. Комитет принимал участие в его подготовке.
1.2. Продолжалась работа над проектами федеральных законов, подготовленных членами Совета Федерации–членами Комитета в порядке законодательной инициативы и находившимися на рассмотрении в Государственной Думе. Среди них проект федерального закона № 612877–5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части конкретизации полномочий в области туризма и туристской деятельности), внесенный членами Совета Федерации Рязанским В.В., Смирновым Ю.В., Бечеловым И.Б., Борисовым А.А., Заболотной Т.В., Кавджарадзе М.Г., Косоуровым В.С., Пономаревой Л.Н., Сурковым К.В., Фетисовым В.А., Шамковым Ю.В. и Жидких В.А., Оськиной В.Е., Лоторевым А.Н., Тонковым Н.И., Якубовским В.В. (в период исполнения ими полномочий членов Совета Федерации) в Государственную Думу в октябре 2011 года. 14 июня 2013 года состоялось первое чтение.
Проект федерального закона № 300326–6 «О добровольчестве (волонтерстве)» был разработан и 21 июня 2013 года внесен в Государственную Думу членами Совета Федерации А.А. Борисовым, Ю.Л. Воробьевым, В.В. Рязанским, О.Е. Пантелеевым и депутатами Государственной Думы В.В. Ивановым, М.А. Кожевниковой, В.М. Кононовым, А.В. Ильтяковым, А.Г. Когогиным, М.М. Бариевым.
Актуальность и своевременность разработки специального закона о добровольчестве (волонтерстве) обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием института добровольчества (волонтерства), а с другой – недостаточным нормативно-правовым регулированием добровольческой (волонтерской) деятельности.
В настоящее время ведется активная работа по доработке законопроекта. Разработаны проекты федеральных законов «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)», «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в связи с принятием Федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)», учитывающие основные замечания, высказанные Правительством РФ. С целью представления согласованной позиции, создана рабочая группа по уточнению вопросов, возникших при рассмотрении проекта федерального закона, с участием членов Совета Федерации, депутатов ГД, представителей общественных организаций.
Комитетом осуществлялось рассмотрение ряда законопроектов, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки в качестве совместных законодательных инициатив Совета Федерации и законодательных органов субъектов Российской Федерации. В 2012 году Комитетом было принято решение о подготовке в качестве совместной законодательной инициативы законопроекта «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», предложенного Псковским областным Собранием депутатов.
В Государственную Думу внесен проект федерального закона № 261572–6 «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона „Об опеке и попечительстве“, разработанный Комитетом Совета Федерации по социальной политике в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации.
Законопроект подготовлен с целью приведения положений ФЗ «Об опеке и попечительстве» в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации, предлагается внести в статью 20 ФЗ «Об опеке и попечительстве» изменение, включив «комнату» в виды жилых помещений, принадлежащих подопечному, которые могут подлежать отчуждению при перемене места его жительства.
Комитетом также разработана законодательная инициатива «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав несовершеннолетних детей». Законопроектом предлагается внесение изменений в Семейный, Уголовный, Гражданский процессуальный кодексы и Кодекс РФ об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» с целью создания дополнительных гарантий детям на получение средств на содержание от родителей и побуждения родителей к добросовестному исполнению родительских обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей.
2. Комитетом были проведены следующие мероприятия:
2.1. Заседания Комитета Совета Федерации по социальной политике — 20 заседаний, в том числе десять расширенных, три выездных, 2 совместных с другими комитетами Совета Федерации:
- рассмотрение федеральных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации – 86 федеральных законов, из них по 50 законам Комитет является основным исполнителем;
- рассмотрение проектов федеральных законов, принятых Государственной Думой в первом чтении и поправок к ним – 276 проектов федеральных законов.
Рассмотрение на заседании Комитета вопросов, отнесенных к ведению Комитета, в том числе:
- встреча членов Комитета с руководителем Федерального агентства по делам молодежи С.Ю. Белоконевым;
- встреча членов Комитета с Министром спорта Российской Федерации В.Л. Мутко;
- обсуждение вопроса «О расширении доступа населения к обследованию на ВИЧ-инфекцию – как одного из ключевых этапов борьбы с ВИЧ в Российской Федерации»;
- обсуждение вопроса «О повышении эффективности и расширении направлений использования материнского (семейного) капитала. Перспективы действия программы после 2016 года;
- обсуждение вопроса «О состоянии и путях совершенствования законодательства Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании;
- обсуждение вопроса «О новых правилах исчисления трудовой пенсии по старости (пенсионная формула);
- обсуждение темы расширенного заседания Комитета «Социальная политика: приоритеты законотворческой деятельности Совета Федерации в период осенней сессии 2013 года» с участием Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилина;
- обсуждение вопроса «О ходе подготовки «правительственного часа» на тему «О мерах, направленных на обеспечение качества и доступности медицинской помощи в субъектах Российской Федерации», который состоялся 16 октября 2013 года с участием Министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой;
- обсуждение вопроса «О совершенствовании мер по борьбе с фальсифицированными лекарственными средствами» с участием временно исполняющего обязанности Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения М.А. Мурашко;
- обсуждение вопроса « О ходе подготовки «правительственного часа» по вопросу
- обсуждение вопроса «О бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а также об изменениях в законодательство о государственном социальном страховании, влияющих на параметры указанных бюджетов».
Также состоялись три расширенных заседания Комитета в рамках проведения Дней субъектов в Российской Федерации в Совете Федерации:
- «Развитие системы здравоохранения Хабаровского края» в рамках проведения Дней Хабаровского края в Совете Федерации;
- «Туризм – потенциал для экономического развития регионов (на примере Тверской области)» с участием представителей органов государственной власти Тверской области;
- обсуждение вопроса «О развитии зимних видов спорта в Пермском крае» с участием представителей органов государственной власти Пермского края и заместителя Министра спорта Российской Федерации Ю.Д. Нагорных.
Кроме того, Комитет провел два совместных заседания с Комитетами Совета Федерации:
- расширенное заседание Комитета Совета Федерации по социальной политике, Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по экономической политике по вопросу трудоустройства летчиков, уволенных с военной службы в запас, в систему гражданской авиации, принято решение по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации в области безопасности полетов и авиационной безопасности и о создании временной комиссии Совета Федерации по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность гражданской авиации;
- расширенное заседание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко на тему «Национальная безопасность Российской Федерации: межнациональный и миграционный аспекты», по итогам обсуждения принято решение, в котором говорится о необходимости совершенствования законодательства в этой сфере, необходимости принятия мер по упорядочиванию приема на работу иностранных граждан, усиления контроля за целями их въезда на территорию Российской Федерации ответственности работодателей за нарушение законодательства при использовании труда иностранных работников, проведении мероприятий и программ, направленных на профилактику межнациональных конфликтов в обществе и молодежной среде, формировании отношений взаимоуважения, гостеприимства, добрососедства.
2.2. Были подготовлены два «правительственных часа»:
- «Правительственный час» на тему «О мерах, направленных на обеспечение качества и доступности медицинской помощи в субъектах Российской Федерации», который состоялся 16 октября 2013 года с участием Министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой на 338-м заседании Совета Федерации. В постановлении Совета Федерации по итогам «правительственного часа» даны рекомендации Правительству и органам государственной власти субъектов Российской Федерации: обеспечить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и в статью 33332.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», а также разработать проект федерального закона, направленного на имплементацию норм Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (Конвенции «Медикрим»).
- На 340-м заседании Совета Федерации 20 ноября состоялся «правительственный час» на тему «О реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», на котором выступил Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилин. По итогам принято соответствующее постановление палаты, в котором Государственной Думе рекомендовано ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов, в том числе, «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
2.3. За указанный отчетный период Комитет подготовил проведение следующих мероприятий:
- Комитетом Совета Федерации по социальной политике 4 декабря 2013 года проведены парламентские слушания «Демографическое развитие регионов: социальный аспект. Усиление ответственности родителей за содержание и воспитание детей», в формате которых состоялось обсуждение необходимости дальнейшего совершенствования норм федерального законодательства, направленных на усиление юридической ответственности родителей за содержание и воспитание детей, в том числе, повышение гарантий материального обеспечения детей при принудительном взыскании алиментов. Также состоялось обсуждение разработанного Комитетом Совета Федерации по социальной политике законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав несовершеннолетних детей».
По итогам парламентских слушаний подготовлены рекомендации, в которых учтены предложения субъектов Российской Федерации в вопросе повышения гарантий материального обеспечения детей при принудительном взыскании алиментов.
Также принято решение о создании при Комитете межведомственной рабочей группы по доработке данной законодательной инициативы перед внесением ее на рассмотрение в Государственную Думу. - «круглый стол» на тему «Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья школьников» (1 марта 2013 года, Совет Федерации). На заседании было отмечено, что физическая культура и спорт являются наиболее эффективными и самыми доступными из всех форм профилактики социально опасных явлений — правонарушений, алкоголизма, наркомании и табакокурения.
- сформирована Палата молодых законодателей при Совете Федерации (Постановление Совета Федерации № 93-СФ от 27 апреля 2012 года «О Палате молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»). Молодежная палата является постоянно действующим консультативным органом при Совете Федерации (основными задачами Молодежной палаты являются: содействие деятельности Совета Федерации в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи; выработка рекомендаций и подготовка предложений по законодательному решению проблем, затрагивающих права и законные интересы молодежи).
28 июня 2013 года на базе Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России состоялось организационное заседание Палаты молодых законодателей при Совете Федерации в режиме видеоконференции, приученное ко Дню молодежи России.
25 – 27 ноября 2013 г. в Совете Федерации прошло первое заседание Палаты молодых законодателей при Совете Федерации.
На заседание были сформированы рабочие органы Палаты, определена ее структура и утверждены основные направления деятельности. Председателем Палаты молодых законодателей избран Виктор Конопацкий. Решением Палаты утверждены 12 комитетов. После проведения заседания состоялась встреча членов Палаты с Председателем Совета Федерации Валентиной Ивановной Матвиенко. В рамках первого заседания Палаты молодых законодателей состоялся круглый стол на тему «Конституция: вчера, сегодня, завтра». - «круглый стол» на тему «Формирование культуры здорового питания – залог здоровья населения» в рамках шестого Невского международного экологического конгресса (Санкт-Петербург, 22 мая 2013 года).
Некачественные продукты питания, сельскохозяйственная продукция, не отвечающая экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам, нерациональное питание вносят большой вклад в заболеваемость и преждевременную смертность населения Российской Федерации.
В основе развития неинфекционных заболеваний находится единая группа факторов риска, связанных с нездоровым образом жизни (курение, низкая физическая активность, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем).
В связи с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации, Комитет провел обсуждение проблем нормативно-правового регулирования в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека в условиях торгово-экономической интеграции государств-членов Таможенного союза и вступления Российской Федерации в ВТО. - «круглый стол» на тему «Молодежь в социально-экономическом развитии территорий и повышение ее гражданской активности» состоялся 2–3 июня 2013 г. в Нижнем Новгороде в рамках V Форума регионов России и Польши. В рамках «круглого стола» обсуждались вопросы повышения гражданской активности молодежи, поддержки деятельности молодежных общественных объединений, развития молодежного парламентаризма и участия молодежи в принятии органами власти решений, международного молодежного сотрудничества и общественной дипломатии, студенческого самоуправления, добровольчества (волонтерства), молодежного туризма.
- Совет по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации.
16 мая 2013 года состоялось выездное заседание Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации, заседание проходило в Конгрессно-выставочном центре «Сокольники» в рамках проведения Международной специализированной выставки «Реабилитация. Доступная среда 2013». Основной целью заседание было изучение инновационных подходов в реабилитации инвалидов, знакомство с современными технологиями в сфере физической и социальной интеграции людей, имеющих ограничения здоровья, а также с достижениями в области реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в субъектах.
В целях информационно-аналитического обеспечения проводимых мероприятий Комитетом и Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации были подготовлены 2 Аналитических вестника.
Комитет постоянно взаимодействовал с Правовым, Аналитическим управлениями, Управлением организационного обеспечения, Управлением информационных технологий и документооборота, другими структурными подразделениями Аппарата Совета Федерации.
Комитет также активно сотрудничал с Управлением информации и взаимодействия со средствами массовой информации (Пресс-службой Совета Федерации) в части освещения проводимых мероприятий. Члены Комитета активно выступали в средствах массовой информации, в том числе электронных, в телевизионной программе «Сенат».
Аппарат Комитета своевременно осуществлял подготовку материалов, необходимых членам Комитета для рассмотрения федеральных законов в соответствии с вопросами ведения Комитета, разработки и рассмотрения законопроектов, участвовал в подготовке проектов отзывов, заключений, решений и рекомендаций, готовил и рассылал необходимые для членов Комитета информационно-аналитические материалы, справки, обеспечивал техническую обработку документов Комитета, а также осуществлял подготовку мероприятий, проводимых Комитетом. Аппарат Комитета работал в тесном взаимодействии с аппаратами комитетов Совета Федерации и Государственной Думы, структурными подразделениями Аппарата Совета Федерации, специалистами профильных федеральных органов исполнительной власти, учеными. Специалисты Правового и Аналитического управлений Аппарата Совета Федерации постоянно участвовали в заседаниях Комитета. Сотрудники аппарата Комитета активно сотрудничали с членами Экспертных советов, образованных при Комитете, осуществлявшими подготовку предложений и замечаний по ряду законопроектов, различных информационно-аналитических материалов.
2.4. При Комитете активно действуют четыре Экспертных совета:
— Заседания экспертного совета по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике:
- на тему «Опыт региона в совершенствовании высокоэффективных методов профилактики и лечения острого коронарного синдрома»: (18 июля 2013 года, г. Ростов-на-Дону; 11 октября 2013 года, г. Санкт-Петербург; 14 ноября 2013 года, г. Уфа; 2 декабря 2013 года в Тюмени);
- на тему «Вопросы законодательного обеспечения интеграции ведомственных и негосударственных лечебных учреждений в систему оказания медицинской помощи населению Российской Федерации»: ( 27 сентября 2013 года, г. Астрахань);
- на тему «Вопросы обеспечения доступности качественной медицинской помощи больным (редкими) орфанными заболеваниями»: (18 октября 2013 года, Москва);
- на тему «Пути повышения эффективности бюджетных расходов на систему здравоохранения»: (12 ноября 2013 года, Москва);
- на тему «Совершенствование Национального календаря прививок»: (19 декабря 2013 года, Москва).
— Заседание Экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике по вопросу обсуждения поправок к законопроекту № 612877–5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (25 июня 2013 года);
— расширенное заседание Экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике в рамках международного форума «Социально-оздоровительный туризм в России в контексте современного европейского туризма» состоялось 12 декабря 2013 года.
— Заседания Экспертного совета по физической культуре и спорту Комитета Совета Федерации по социальной политике (7 февраля, 26 сентября и 18 декабря 2013 года).
— Заседание Экспертного совета по социальному развитию Комитета Совета Федерации по социальной политике (28 марта 2013 года).
2.5. Заместителем председателя Комитета А.А. Борисовым проведен прием граждан в Приемной Совета Федерации 20 декабря 2013 года. Также большое внимание Комитетом уделялось работе с обращениями граждан и организаций – 195 обращений в Комитет за 2013 год.