Законопроект Минздрава о донорстве органов потребует самого широкого обсуждения в обществе, так как затрагивает не только медицинские аспекты, но и чувствительные нравственные вопросы. Об этом заявил «Парламентской газете» глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.
Министерство здравоохранения РФ подготовило законопроект, впервые устанавливающий в стране основные принципы донорства человеческих органов для трансплантации, документ размещён на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
В частности, предлагается установить презумпцию согласия на посмертное донорство. Это означает, что человек может стать донором, если не высказал при жизни письменного, а при определённых условиях и устного отказа. Также такой отказ могут дать родственники умершего в течение трёх часов после того, как у него диагностирована смерть мозга.
«Прежде всего она будет сложно восприниматься ментально — такая презумпция во многом противоречит установкам, которые привычны для жителей нашей страны, — считает сенатор. — На мой взгляд, это должно быть системой добровольной — такая презумпция должна совпадать с внутренней позицией человека. Это очень не простой вопрос — не с точки зрения здравоохранения, но и с нравственно-этической позиции».
Он уверен, что вопрос, делать ли согласие на посмертное донорство обязательной системой или добровольной системой, требует обсуждения в обществе.
«Это будет сложной процедурой. Думаю, вопрос надо вынести на серьёзное обсуждение и провести широкий опрос, чтобы опереться на мнение безусловного большинства», — считает парламентарий.
При этом Рязанский убеждён, что в целом по закону о трансплантологии «принимать решение надо». Он напомнил, что на встрече руководства Совета Федерации со статс-секретарями — заместителями глав федеральных министерств и ведомств в начале декабря 2019 года этот вопрос поднимался — в течение нескольких лет по закону о трансплантации органов каких‑либо сдвигов нет.
«Решение не простое, но для тех, кто попадает в крайне сложные ситуации, это вопрос жизненно необходимый», — сказал парламентарий.
Источник: Парламентская газета