Выступления и публикации

Государство гарантирует пенсии

Внесение поправок в пенсионное законодательство — один из основных вопросов осенней сессии российского парламента. Почему существующая формула расчёта перестала быть оптимальной? Зачем государство повышает требования к частным фондам? Как модернизировать пенсионную систему с учётом новых социально-экономических условий? На эти вопросы ответил председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский на встрече с журналистами в пресс-центре «Парламентской газеты».


Трудолюбивые и честные получат в старости больше

Внесение поправок в пенсионное законодательство — один из основных вопросов осенней сессии российского парламента. Почему существующая формула расчёта перестала быть оптимальной? Зачем государство повышает требования к частным фондам? Как модернизировать пенсионную систему с учётом новых социально-экономических условий? На эти вопросы ответил председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский на встрече с журналистами в пресс-центре «Парламентской газеты». 

Чёрным по белому

Пенсионная система так или иначе изменяется начиная с 1998 года. Постепенно вводились новации, которые сейчас воспринимаются как само собой разумеющееся: разделение пенсионных взносов на базовую, страховую и накопительную. В своё время россияне положительно отреагировали на появление страхового компонента, потому что такая схема позволяла продолжать работать, получая при этом заслуженную пенсию. В этом вопросе изменений в законодательстве пока не планируется.

«За 15 лет российская пенсионная система стала устойчивой социально-экономической конструкцией, — убеж­дён Валерий Рязанский. — Сегодня 40,6 миллиона пенсионеров страны регулярно получают все положенные по закону выплаты».

Размер средней пенсии — 10 313 рублей. Хотелось бы, конечно, больше. Смогут ли наши пенсионеры спокойно гулять по пляжам Турции, зависит от того, насколько чутко пенсионная система будет реагировать на меняющуюся реальность. «Сейчас мы находимся на таком этапе, когда просто необходимо совершенствовать пенсионное законодательство, — считает Валерий Рязанский. — Во‑первых, сделать трудовой стаж отправной точкой для формирования пенсии. Всё больше наших граждан, и это подтверждено социологическими исследованиями, положительно относятся к тому, чтобы основным параметром для определения размеров пенсии был именно стаж. В понимании наших людей длительная трудовая деятельность является некоей заслугой, за которую положена награда. Я думаю, совершенно правильно, что в новой пенсионной формуле стажу придаётся большее значение».

Подобный акцент влечёт за собой увеличение числа отработанных лет для получения минимальной пенсии. Поэтому минимальный трудовой стаж предлагается увеличить до 15 лет. Хотя Валерий Рязанский отметил, что «можно было бы замахнуться и на 20–25».

В течение этих 15 обязательных лет работодателям, чтобы человек получил свой пенсионный минимум, надо будет уплачивать взносы с двух МРОТ. А если официальная зарплата равна одному МРОТ, то работать для «минималки по старости» придётся в течение 30 лет. Иначе будет положена только социальная пенсия-пособие. Именно поэтому зависимость размера будущей пенсии от величины заработной платы — прямая.

Серьёзной проблемой для формирования пенсии пока остаётся и так называемая «зарплата в конверте». Взносы с официального заработка засчитываются, а то, что доплачивают «по‑чёрному», — нет. И непременно возникнут прецеденты, когда на пенсию выйдут люди, которые никогда в жизни не получали белой зарплаты. По существующему законодательству, в такой ситуации назначается минимальная социальная пенсия: мужчинам — в 65 лет, а женщинам — в 60.

Формула счастливой старости

Сегодня пенсия формируется из взносов работодателя в пенсионную систему. Он платит с каждого сотрудника 22 процента. Из них шесть идут на формирование гарантированной базовой части пенсии. Страховая часть пенсии — 10 процентов — уже персонализированная. Её учёт ведётся с первой заработной платы. И оставшиеся шесть процентов — накопительный компонент.

«Лично я сторонник того, чтобы у людей был выбор, куда направить эти шесть процентов — в государственную управляющую компанию или в частный пенсионный фонд, — признался председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике. — А задача государства — дать людям гарантию, что деньги, которые откладываются на старость, будут в сохранности».

По примеру Агентства по страхованию вкладов, по словам сенатора, в следующем году планируется создать фонд гарантированных пенсионных накоплений. Тем самым будет обеспечена двойная гарантия накопительной части пенсии — за счёт резерва самого негосударственного фонда и за счёт государственного.

«Все частные пенсионные фонды должны будут пройти определённую процедуру, и после этого все накопления граждан в этих фондах застрахует государство, — пояснил Валерий Рязанский. — Если фонд не получит госгарантий, то средства, которыми он управляет, будут возвращены в государственный Пенсионный фонд. А граждане соответственно снова смогут вложить деньги по своему выбору. Ни один рубль не пропадёт».

Сейчас страховая часть пенсий индексируется с большим процентом, чем в негосударственных пенсионных системах. В 2012 году Внешэкономбанк показал доходность 9,21 процента, негосударственные пенсионные фонды — около 7 процентов. На более длинной дистанции ни государственные, ни частные компании не показали доходности выше уровня инфляции.