Выступления и публикации

Социальная сфера и законодательство

На вопросы журнала «Наша власть: дела и лица» отвечает председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский


Журнал «Наша власть. Дела и лица». май-июнь 2014 год

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

На вопросы журнала «Наша власть: дела и лица» отвечает председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский

— Валерий Владимирович, вы считаете социальную политику главным критерием деятельности власти. Соответствует ли нынешний уровень законодательства в социальной сфере вашему утверждению?

Чтобы говорить о соответствии уровня законодательства результатам проводимой в государстве социальной политике, давайте определимся, что означает это словосочетание – «социальная политика».

Важно понимать, что увеличение размера социальных пособий, пенсий и зарплат бюджетников – это всего лишь часть мер, направленных государством на улучшение качества жизни граждан. Здесь необходимо говорить и о мероприятиях по решению демографических и жилищных проблем, и о здравоохранении, и о вопросах трудовой занятости, а в идеале — максимальной реализации каждого человека и его достойной жизни.

У социальной политики есть несколько целей. Во‑первых, это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Во‑вторых, это обеспечение работы социальных лифтов и продвижения каждого человека в силу его способностей и таланта.

Эффективность социальной политики измеряется мнением людей: справедливо ли устроено общество, в котором мы живем?

Сегодня повсеместно говорят о реформировании социальной политики, о новой социальной политике, о системе мер по ее реализации. Я начал заниматься вопросами этой сферы, будучи депутатом Государственной Думы третьего, а потом четвертого и пятого созывов. И прекрасно помню, насколько тяжело мы тогда принимали Трудовой и Жилищный кодексы, законы о поэтапном повышении заработной платы, о пенсионной системе, и другие документы, от которых зависело социальное положение граждан. В четвертом и пятом созывах нам во многом помогло парламентское большинство – за эти годы мы сумели сформировать полноценную законодательную базу для нашей страны.

Безусловно, одним росчерком пера решить все социальные проблемы невозможно: необходимо учитывать экономические возможности страны, состояние бюджета, другие факторы. Но законодательная работа в социальном секторе продолжается и сейчас.

Расскажу о том, что было сделано за последний год в сфере трудового законодательства, которое, несомненно, является основой социальной политики любого государства.

За минувший год Государственная Дума и Совет Федерации приняли законы о производственных советах, создающих дополнительные возможности участия работников в управлении организациями, о специальной оценке условий труда, об административной ответственности за уклонение от заключения трудовых договоров, о дежурстве медицинских работников на дому, о регулировании труда дистанционных работников, о запрете дискриминации в объявлениях о вакансиях, о запрете заемного труда. Продолжается активное сотрудничество с Международной организацией труда: на сегодняшний день Россия ратифицировала 71 конвенцию МОТ, 1 находится на рассмотрении в парламенте. Для сравнения: США ратифицировали всего 14 конвенций.

В качестве образца для многих государств Международная организация труда предлагает вариант заключенной с Россией программы сотрудничества на 2013–2016 гг. Парламент Российской Федерации традиционно проводит консультации с МОТ по важнейшим законопроектам, касающимся изменения трудового кодекса, пенсионной системы, системы социального обеспечения. Представители международной организации труда из разных структур и подразделений участвуют в наших круглых столах и парламентских слушаниях. Международная организация труда назвала новый Трудовой кодекс РФ лучшим для переходной экономики.

Важно сказать, что в условиях мирового экономического кризиса 2008 г когда большинство стран стали выступать за уменьшение социальных гарантий, именно Россия выступила твердым сторонником сохранения достигнутого уровня социального обеспечения и безусловного соблюдения конвенций МОТ. Более того, в условиях кризиса наша страна продолжала ратифицировать конвенции МОТ.

Это если говорить о законодательных инициативах «из вне».

Иногда инициаторами законов выступаем мы сами. Например, история с федеральным законом «О добровольчестве (волонтерстве)», которая наделала много шума. По нашему мнению, базовый закон, устанавливающий основные понятия, нужен обязательно. В этом законе мы закрепляем те отношения, которые уже сформировались. Собираем мнения по всему широкому спектру: Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства. Что касается регионов, то они нас поддерживают в этом вопросе. Например, к нам поступило обращение законодателей Ямало-Ненецкого округа, которые просят закрепить отношения с добровольческими организациями законодательно. И это правильно, иначе добровольческие структуры „расползутся“ и попадут в непонятно какую систему регулирования.

Не так давно был принят закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», внесенный в свое время сенаторами разных комитетов. Законом гарантируется помощь российским туристам за рубежом в случае возникновения проблем у туроператора. Впервые в законодательстве появился термин «экстренная помощь», которая будет предоставляться за счет средств фонда объединения туроператоров. Подчеркну, что этот закон имеет очень важное социальное значение, особенно на фоне скандалов, связанных с банкротством ряда крупных туроператоров.

В целом позитивных изменений в социальной сфере немало! Например, в прошлом году впервые с советских времен население России выросло без учета иммигрантов. За 11 месяцев 2013 года родилось 1,743 млн младенцев, что почти на 23 тыс. человек превысило число умерших. Эти цифры свидетельствуют о том, что демографическая обстановка в стране меняется к лучшему.

Государство не обходит вниманием и представителей социальных профессий – учителей и врачей. На сегодняшний день их заработки приблизились к средним заработкам по стране. Значительно вырос средний уровень доходов пенсионеров.

Трудно назвать хотя бы одно пленарное заседание Совета Федерации, где бы ни рассматривались вопросы, находящиеся в ведении нашего Комитета. Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко уделяет социальным вопросам большое внимание.

Сейчас у нас добавилось много дел в связи с двумя новыми субъектами федерации – Крымом и Севастополем. Там ведется серьезная работа по изменению законодательства, для того, чтобы с 1 января будущего года эти регионы жили в одном правовом поле со всей страной. Надо, чтобы все социальные службы этих субъектов сумели быстро адаптироваться к новым условиям. Эта задача фондов обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования, всех тех, кто связан с социальной политикой.

Возвращаясь к вопросу: «соответствует ли уровень законодательства в области социальной политики ее реализации», отвечу – да, по основным параметрам соответствует. Нельзя сказать, что у нас все идеально, мы держим руку на пульсе!

— Какие меры необходимо предпринимать для выравнивания и повышения уровня социальной защищенности населения в регионах.

— Это вопрос задан не случайно и правомерно. Разница в уровне соцобеспечения столиц и регионов, безусловно, видна. Есть так называемые «богатые» субъекты федерации, регионы-донары, такие, как Тюмень. Там уровень соцзащиты населения отличается от такого же уровня в дотационных регионах. Мы эти проблемы знаем, постоянно ими занимаемся.

На мой взгляд, главное, что могло бы изменить положение дел – это инвестиции. Приведу пример Дальнего Востока. Там сейчас идет активное формирование новой экономической политики региона. Основные векторы этой работы были заданы Президентом России Владимиром Путиным еще на саммите АТЭС в 2013 году. Сейчас в регионах Дальнего Востока идет формирование современной транспортной и энергетической инфраструктуры, развитие высокотехнологичных производств. Основной проблемой в развитии Дальнего Востока является завышенная стоимость услуг и транспортных тарифов из‑за отдаленности регионов. Важно остановить отток населения и создать условия приезда молодых специалистов. Привлечь людей можно пособиями, налоговым послаблением, а также предоставлением льготной ипотеки и бесплатной земли для индивидуального строительства.

Как утверждают эксперты, в результате реализации проекта по расширению возможностей БАМа и Транссиба, модернизации железнодорожных магистралей возможности по вывозу полезных ископаемых из региона удвоятся.

Другой, очень важный момент – необходимо перераспределение налоговых поступлений. Сейчас 68% из всех налоговых поступлений регионов получает центр, а оставшиеся 32% идут в субъекты. Регионы настаивают на перераспределении поступлений. Я убежден, что субъекты федерации должны получать больше! Мы обсуждаем эту проблему с Правительством Российской Федерации.

Нельзя не упомянуть и такой фактор, как стихийные бедствия. Например, недавно случившееся наводнение на Алтае. Такого наводнения в регионе не было последние полвека. На некоторых участках вода поднялась на 5–7 метров. В зону подтопления попали четыре района. «Утонули» 9,5 тысяч домов, в пункты временного размещения и по родственникам расселено более 25 тысяч человек. Соответственно, уровень социальной защищенности упал до нуля. Нужно время и средства, чтобы все восстановить и наладить.

Не могу не сказать и о человеческом факторе. Состояние дел в регионе во многом зависит от его руководителя.

Приведу пример Курской области, интересы которой я представляю в Совете Федерации.

Во многом благодаря губернатору Александру Михайлову социальная политика является одним из главных направлений в деятельности местных властей. В первую очередь она направлена на многоплановую поддержку курских семей — матерей, отцов и детей. Для этого в области действует множество программ, организуются новые проекты и проводятся различные мероприятия, которые дают положительные результаты. Так, по итогам четырех месяцев нынешнего года, в Курской области на 107 курян родилось больше, чем в прошлом году. При этом смертность снизилась на 70 человек. Сократилось число детей-сирот.

Недавно в большинстве регионов страны, в том числе и в Курской области, прошли отборочные спортивные мероприятия среди людей пожилого возраста под девизом «За активное долголетие». Организатором мероприятий выступил Союз пенсионеров России при поддержке Минспорта России, а также региональных властей. Победители спартакиад в регионах отправились на Первую всероссийскую спартакиаду пенсионеров в Чувашию.

Что касается Курской области, там подобное мероприятие проводилось не впервые. Прошлогодняя спартакиада в регионе для этой категории граждан показала, что спорт среди людей пожилого возраста приобретает массовый характер. В этом году победители соревнований привели на стадионы своих друзей и сегодня в Курской области в каждом районе для этой категории граждан открываются спортивные секции по 10–11 видам спорта. И это во многом заслуга региональных властей. По моему глубокому убеждению, забота о старшем поколении – одна из главных составляющих государственной социальной политики, и мы должны помочь сделать спорт доступным для людей старшего возраста!

Конечно, активная работа ведется и в других регионах нашей страны, мы о ней знаем и ее поддерживаем. Но об этом в следующем интервью.