2 февраля 2016, « Отдых в России»
В преддверии Первого Национального туристического форума «Отдых в России-2016», который пройдет в Подмосковье 26–28 февраля, журнал «Отдых в России» публикует цикл материалов, интервью, мнений экспертов о сегодняшнем положении туристической отрасли и путях ее развития.
Как «продать» Россию иностранным туристам, что делать с жадными хозяевами гостиниц, почему отрасль не развивается и кто не слышит президента, — обо всем этом мы поговорили с сенатором от Томской области, заместителем председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорем Чернышевым.
— Игорь Николаевич, вы курируете туристскую отрасль в Совете Федерации. Как вы думаете, последние события помогут российской туриндустрии сделать качественный рывок вперед или опять все прозеваем?
— Сегодня в связи со сложившейся экономической ситуацией, разницей курсов валют, Россия как никогда прежде интересна для въездного туризма. У нас есть прекрасный шанс продемонстрировать русское гостеприимство и влюбить в нашу родину иностранцев. Это особенно важно делать сейчас, в условиях наложенных санкций и умышленного формирования негативного образа России в зарубежных СМИ.
— На ваш взгляд, мы сейчас используем эту возможность?
— Я пока не слышу от Ростуризма конкретных планов, как это будет реализовано. У них сейчас осталось по федеральной целевой программе развития внутреннего и въездного туризма около 4 млрд. рублей. Я считаю, что в ближайшее время не менее половины этих средств надо направить на продвижение России как уникального туристического направления за рубежом. Ростуризм должен путем массированной рекламы в зарубежных СМИ «продать» ее туристам. Если этого не сделать сейчас, то время может быть упущено, и мы уже никогда не получим огромного количества иностранных гостей.
— Кого нам надо приглашать в первую очередь? Где вы видите потенциал для роста турпотока?
— Это, в первую очередь, Китай. Соседняя страна, с огромным населением, богатеющая, где живут люди, любящие путешествовать и желающая тратить заработанные деньги. Мы, как добрые соседи, можем и должны их принимать у себя! Нам нужно сегодня большое количество преподавателей китайского языка, мы должны приглашать китайцев, платить им высокую зарплату, чтобы они учили языку наших студентов и работников туристской отрасли, отправлять наших ребят в страну восходящего солнца на учебу и стажировку. Без этого мы ничего не сможем предложить нового нашим друзьям.
— Какие еще задачи или вызовы стоят перед отраслью и теми, кто ею руководит?
— Нам необходимо определить, сколько граждан мы можем обеспечить пляжным отдыхом внутри своей страны. Сколько у нас длина обустроенных пляжей, кто‑нибудь знает? А ведь людям, кто не поедет за границу в этом году, надо обеспечить возможность хорошего комфортного отдыха. Это ведь благополучие нашего населения, его здоровье, реабилитация после многих месяцев работы!
Но что мы видим сегодня в отрасли? Никто, в том числе профильные министерства, не хотят считать экономический эффект и строить планы на 10–15 лет вперед, живут сегодняшним днем.
Если мы считаем туризм отраслью экономики, то мы должны ставить перед ней серьезные задачи. Под задачи будут выделяться и ресурсы. А у нас что? В плане на 2016 год стояло выделение на федеральную целевую программу развития туризма 19 млрд. руб., но сумму резко сократили до 4 млрд. руб.! Вот вам отношение к отрасли.
— Странная ситуация: с одной стороны все говорят о необходимости поддержки развития туризма, а с другой стороны, фактически ничего не делается, и даже наоборот, урезается финансирование. Отельеры жалуются, что гостиницы стоят полупустые, еле выживают. А кто в этой ситуации должен взять на себя ответственность за принимаемые решения и развитие отрасли?
— Почему у нас стоят отели пустые в городах? Да потому что дорого до них доехать! Это все признают. Уже президент Владимир Путин поставил задачу снижения стоимости проезда внутри страны для туристов. Но ничего не делается в этом направлении. Значит, его не слышат! Страна, которая добывает нефть, обязана сделать низкой цену за перевозку. Перемещение по нашей огромной стране жизненно необходимо не только для туризма, но и с экономической точки зрения, и с целью поддержки коммуникации между гражданами, в том числе родственниками, живущими в разных регионах.
Другой вопрос, что в высокий сезон гостиницы от жадности задирают цены и отдых становится недоступным для большинства граждан. Этого делать нельзя ни в коем случае, и если предприниматели не понимают, что делают антирекламу внутреннему и въездному туризму, то мы можем ввести государственное регулирование в ценообразовании. И вот тогда они точно застонут, но это будет вынужденная мера, все должны это понимать.
— А вообще государство должно вмешиваться в экономические процессы, регулировать цены, снижать их?
— Так это все делают. Америка живет по своим правилам и законам, при этом диктует, что делать европейским государствам. Мы же, будучи самодостаточной страной, у которой есть все ресурсы, для полного обеспечения своих потребностей, зависим от колебания курса доллара. Советская власть никогда не восстановила бы нашу страну после войны, если бы жила по принципу современных экономистов: сколько заработал – столько и потратил. Деньги печали под конкретную задачу. Сегодня у нас абсолютно неправильная экономика, нет четких задач, поэтому нет и ресурсов.
А с точки зрения развития въездного туризма, я очень надеюсь, что мы все‑таки используем этот уникальный шанс и привезем к нам как можно больше иностранных граждан, чтобы они увидели и полюбили Россию.